Василий Стрельников, Russian Podcasting: «Мне было скучно и захотелось сделать подкастинг в России»
О распространении, развитии, юридических проблемах и рекламных возможностях подкастинга в России в интервью TelNews рассказал основатель портала Russian Podcasting (Rpod.ru) Василий Стрельников.
- Вас принято считать «отцом русского подкастинга». Как думаете, если бы вы не начали популяризировать подкастинг, когда бы он появился и получил распространение в нашей стране?
- Знаете, это как выстрел в темноту. Откуда я знаю? Рано или поздно подкастинг действительно появился бы здесь, и, наверное, русские сделали бы его как-нибудь по-своему. Назвали бы его, например, аудиоблоггингом, как сейчас почему-то многие предпочитают называть подкастинг. Или «рускастингом». Или придумали бы какую-нибудь связь с радио. В общем, здесь можно размышлять очень долго. В Россию идеи приходят с опозданием на 10-20 лет, а те, которые приходят сразу, мгновенно… Я сужу по телевидению: к примеру, если пришла какая-то идея вчера, то ее, естественно, реализуют завтра, но жутко опошлят.
- Российскому подкастингу уже несколько лет, и нельзя сказать, что он очень популярен - многие до сих пор даже не знают такого слова. С чем это связано?
- Ну вы же знаете это слово и задаете мне вопросы о подкастинге, и не вы один – многие журналисты интересуются этим явлением. А связано все это, наверное, с тем, что такой феномен, как подкастинг, мало освещается в прессе. Кроме того – опять-таки потому что страна огромная, здесь все идет с огромной задержкой. Поверьте, подкастинг развивается. Тот, кому он нужен, кому он интересен, занимается этим с таким интересом, что вам даже не снилось.
- Для создания подкастов необходимо оборудование, пусть его и немного и оно не самое дорогое. Это останавливает многих людей, которые хотели бы заниматься подкастингом?
- Нет, это останавливает тех, кто не хочет заниматься подкастингом – пришли, потыкали и ушли. А тех, кто хочет этим заниматься, это совсем не останавливает.
- Как относитесь к идее интеграции подкастинга с другими средствами общения с аудиторией? Например, когда подкаст сопровождался бы текстом с расшифровкой записи?
- А зачем это нужно? В этом и заключается прелесть подкастинга – вы имеете аудиофайл с человеческим голосом, который сопровождает вас во время прогулки, путешествия на работу или учебу. Зачем еще сидеть и читать все, что говорит этот голос? Существуют шоуноты. Кому интересно узнать, о чем подкаст, какие вопросы в нем будут освещаться, всегда могут почитать их.
- С недавних пор видеоподкасты появляются даже на сайте президента страны. Чувствуете свою причастность к этому?
- Честно говоря, раньше вообще не задумывался на этот счет, но перед этим интервью зашел на сайт президента и обратил внимание, что да, клево вообще так смотрится там видео. Но, понимаете, это не подкастинг. Здесь отсутствует самый главный его элемент – оранжевая RSS-иконка. Если бы кто-нибудь мог подсказать уважаемому президенту Медведеву, что нужно сделать такую иконочку, с помощью которой подкастеры могли бы подписываться на его видеоподкасты, я бы, например, подписался с большим удовольствием. Это я сейчас говорю без иронии.
- Российские звезды сейчас все больше предпочитают иметь аккаунты в социальных сетях или вести текстовые блоги, которые за них часто пишут другие люди. Как скоро они последуют примеру БГ и обратят внимание на подкастинг?
- Мне кажется, скорее всего, это произойдет в тот момент, когда у так называемых «российских звезд» появятся грамотные продюсеры. Чем быстрее это произойдет и чем быстрее продюсер начнет вписывать в распорядок дня звездульки пункт «час поболтать перед микрофоном, записать подкаст и выложить его на rpod.ru или еще где-то», тем быстрее станет хорошо всем – и поклонникам БГ, и поклонникам Димы Билана, и поклонникам Дмитрия Медведева.
- В одном из своих интервью вы говорили о том, что подкастинг может сыграть серьезную роль в продвижении музыкантов. Чем он может быть полезен в данном случае?
- Могу привести один пример, хотя на самом деле их много. Есть такая прекрасная группа из Красноярска, если не ошибаюсь, - «Озоновый Слой». Не то что бы мне сейчас хотелось бы «светиться в темноте», но тем не менее, благодаря Rpod.ru, о них узнали многие, и дела у них пошли очень хорошо. Если вы зайдете на их сайт, то увидите большую-большую ссылку на Russian Podcasting. С этими ребятами мы общались и лично, они выступали у нас на PodCon.
- Как в подкастинге обеспечивается защита авторских прав? Если я запишу полуторачасовой аудиоподкаст с песней Бритни Спирс на 75-ой минуте, вряд ли правообладатели узнают об этом...
- Поверьте, узнают, и еще как. Не буду вдаваться в подробности технологий, но узнают - и придут к вам, к нам, ко всем, ночью постучатся. Не стоит этого делать, потому что сами себе такой геморрой заработаете… У рекорд-лейблов есть целые группы специально обученных людей в белых халатах, которые путешествуют по Интернету в поисках подобных нарушений авторских прав.
У нас на Rpod.ru также существует специальное подразделение, которое пытается обнаруживать такие вещи и разбираться с автором соответствующих подкастов – приехать к нему ночью и откусить голову его собаке, например. Ну, уж запугать – точно.
- Насколько эффективен подкаст как рекламный инструмент?
- Не знаю. Спросите у Contex или «Ведомостей». Я мог бы предоставить вам список компаний, которые хотели бы рекламироваться, скажем, в моем подкасте, но не буду этого делать из уважения к ним.
С самого начала лично у меня не было цели зарабатывать на «Russian Podcasting» бешеное бабло. Rpod.ru создавался как некоммерческий проект. Просто мне было скучно и захотелось сделать подкастинг в России.
- В чем заключаются функции подкаст-порталов, вроде RussianPodcasting, если авторы подкастов могут размещать их на своих персональных страницах и блогах, на сайтах телекомпаний и радиостанций, где их и логичнее было бы искать?
- Интересный вопрос. Наверное, для тех слушателей, которые хотят прийти и посмотреть, сколько всего нового и интересного сегодня появилось в мире подкастинга, и существуют порталы вроде нашего. Люди, которых абсолютно ничего не интересует, кроме, например, последнего подкаста BBC, естественно, пойдут за ним на сайт компании. Если кого-то из огромной, многомиллионной армии слушателей подкастов интересует один авторский подкаст, они будут ходить за ним на сайт автора. Так что это все зависит от самого пользователя – что ему самому больше нужно.
- Как подкастинг будет развиваться в дальнейшем?
- Это зависит от нас с вами. Насколько серьезно мы будем относиться к подкастингу, насколько часто мы будем писать о нем в прессе, знакомить с этим явлением потенциальных подкастеров и слушателей. В марте 2009 года мы проводим уже, по-моему, четвертую конференцию подкастеров – PodCon 2009. Она пройдет в подмосковном Софрино, где располагается бывший Дом творчества Гостелерадио СССР – и это довольно символично, что теперь там встречаются подкастеры из России, бывших союзных республик и со всего мира. Подкастинг – это будущее, и большое будущее, мне кажется.
- 19.01.2009 в 09:58
- 7 голосов
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!