Подкастинг и СМИ: неспешная конвергенция

Опубликовано: 16.04.2008, 17:55 Автор: Смирнов Федор
Подкастинг и СМИ: неспешная конвергенция Тема убийства одних медиа другими, пожалуй, одна из самых любимых в Рунете. Каждая технологическая новинка, быстро собравшая вокруг себя кружок энтузиастов, сразу примеряет на себя роль убийцы. Сам Интернет уже много лет подряд пытается убить телевидение, блоги добивают традиционные СМИ, а подкастинг, по логике вещей, должен стать основной страшилкой для радиостанций. Понятно, что взаимоисключающий подход, когда на смену одному каналу получения информации мгновенно приходит другой, имеет мало общего с действительностью. Тем не менее, многие СМИ вместо пассивного созерцания будущего «врага» взяли на вооружение некоторые из его приемов.

Радиостанции выкладывают передачи в виде mp3-файлов, газеты оснащают свои сайты аудиоверсиями и даже телеканалы обзавелись видеоподкастами. И все это на фоне скромных цифр, характеризующих аудиторию подкастинга. Что движет традиционными игроками медиарынка, которые вкладывают деньги в «онлайновое звучание»?

Лучшая защита – нападение

Последние три года прошли под знаком, пусть медленного, но приобщения российских медиа к подкастингу. Осенью 2005 года свои видеосюжеты на rpod.ru начала выкладывать телекомпания НТВ, этому предшествовали эксперименты с виджетами. В 2006 году подключились радиостанции, в первую очередь, «разговорного» направления. Московские новости в виде подкастов начала поставлять «СИТИ-FM». «Слушатель должен получать информацию в тех местах, где ему удобно», - утверждал тогда Константин Соловьев, маркетинг-директор «СИТИ-FM». За это время энтузиазм, видимо, несколько поостыл, поскольку последние подкаст-новости датированы 25 января 2007 года.

Интересно, что подкастинг, как модная «фишка» для продвинутых, не ограничился только московскими СМИ. В этом же году «Первый городской подкастинг-терминал» появился на Урале, с подачи местной радиостанции «Студия Город».

Вскоре подкасты появились и на сайтах печатных изданий. У читателей появилась возможность слушать «Ведомости», «Коммерсант», CNews. С этим форматом активно экспериментировал продюсерский центр «Ройбер» в рамках своего проекта «Школа Жизни».

За такой короткий срок подкастинг, разумеется, не успел превратиться в стандартный канал взаимодействия с аудиторией, которым стремится обзавестись любое уважающее себя СМИ. Немалое количество примеров в Рунете убеждает: этот формат воспринимают всерьез, однако для его повсеместного распространения существуют не менее серьезные препятствия.

Тысяча гиков и одна надежда

Преимущества подкастинга для традиционных СМИ сводятся к основному тезису. Аудиофайлы можно послушать везде, в то время как бумажная газета или радиоволна имеют свои ограничения. В этой связи чаще всего приводится пример с метро, где ограничено вещание радиостанций, а читать газету – неудобно. Это же касается и автовладельцев: в дороге теряется масса полезного времени, а подкасты позволяют использовать его для получения информации «по запросу».

Кроме удобства и здравого смысла, существует еще привычка. Поэтому нынешние подкасты, представленные на сайтах СМИ, ориентированы на наименее консервативную часть аудитории.

Виктор Саксон, руководитель проекта Vedomosti.ru, сообщил, что подкасты ориентированы, в основном на новую аудиторию, которая по разным причинам не готова к чтению газеты. Привлечь новых читателей-слушателей благодаря подкастингу стремилось и издание CNews. «Мы предполагаем, что в значительной степени это молодые люди и пионеры в освоении новых технологий, которые получают удовольствие от полномасштабного использования возможностей своих гаджетов», - рассказал Максим Казак, главный редактор CNews.

Пока эта продвинутая аудитория немногочисленна. «Ведомости» слушают около 500-1000 человек в сутки, у CNews ежедневное количество «пионеров» доходит до 2000. Максим Казак не испытывает иллюзий: люди, которые уже привыкли читать новости, вряд ли перейдут на новые форматы их потребления. Рост аудитории не может быть взрывообразным.

С ориентацией на жадную до экспериментов аудиторию, видимо, связано и большое разнообразие подходов к содержанию самих подкастов. Некоторые западные газеты позволяют прослушивать или закачивать в плеер каждую страницу, одни радиостанции выкладывают полные архивы передач, другие – пробуют размещать анонсы.

Самой популярной формой для печатных СМИ остается дайджест материалов. На сайте «Ведомостей» можно ежедневно слушать такую «выжимку», а 1-2 раза в неделю – потреблять наиболее интересные в практическом смысле публикации в озвученном виде.

Максим Казак (CNews) считает наиболее оправданной формой для подкастов в редакционном изложении дайджест коротких, но полноценных материалов. «Мы живем в мире избытка информации, и анонсы должны быть слишком привлекательны, чтобы человек совершил дополнительные действия для доступа к полной статье. Анонс - это отживающая свое форма продвижения. Все хотят получать информацию прямо сейчас, даже без дополнительного клика, не говоря уже о том, чтобы прослушав подкаст-анонс, лезть после этого в Интернет или покупать печатный журнал», - высказал он свою точку зрения.

Очень осторожный пока интерес подкастингу со стороны традиционных СМИ в Рунете Александр Журба, исполнительный директор ПЦ «Ройбер», связывает с «недобором критической массы пользователей». Аудитория придет, когда подкастинг сможет обеспечить ее необходимым объемом качественного контента.

Верной дорогой?

Дальнейшее развитие событий получило различную оценку у комментаторов. Виктор Саксон (Vedomosti.ru) считает «туманными» перспективы взаимоотношений между традиционными медиа и подкастингом. Скорее, у этого формата есть своя, немногочисленная ниша, поэтому всерьез конкурировать с пассивными медиа вроде радио и телевидения он не сможет.

Максим Казак (CNews) уверен, что превращение подкастинга из модного увлечения «для тех, кто понимает» в повседневную практику неизбежно. «Этот тренд давно обозначился и теперь остается только наблюдать за его воплощением в реальности. Все традиционные медиа будут двигаться по этой дороге, а подгонять их будет потребность клиентов в разнообразии информации», - полагает он.

Александр Журба провел аналогию между потоковым видео (ТВ) и видео-по-запросу (VHS, DVD, видеохостинги). Сценарий видится ему тем же, отличаться могут лишь детали: «Как и любой другой альтернативный способ распространения информации, подкастинг, с ростом его популярности, будет формировать новые модели потребления контента «по-умолчанию», когда формирование подписок и использование для прослушивания аудиофайлов телефона или плеера станет такой же нормой, как закачка в плеер музыки, просмотр по вечерам ТВ, покупка DVD».

Спонсор темы недели:


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
Строительный портал: промышленный дизайн.