Рунет продолжает обрастать геосервисами
Начать обзор наиболее заметных в 2008 году георесурсов Рунета, пожалуй, стоит с «Мир Тесен», который за отчетный период успел перейти под крыло «Финама» и рапортовать о регистрации миллионного пользователя. После истерии с монетизацией «Одноклассников» интересно вспомнить и эксперимент «Мир Тесен» с бесплатной функцией «Невидимка», действующей в течение 30 минут. Команду проекта покинул один из разработчиков «Моего Круга» Иван Золотухин, а слухи об уходе руководителя проекта Николая Самохвалова не подтвердились — по данным TelNews, в декабре он по-прежнему работал в «Мир Тесен».
Не подтвердились и слухи о закрытии другого амбициозного отечественного геосервиса — запущенного в марте «ГДЕЭТОТДОМ.РУ», среди прочего с момента запуска успевшего завершить сферическую съемку домов Москвы, Санкт-Петербурга и их отдельных окрестностей. Учитывая очевидную направленность проекта на недвижимость, отсутствие карт на главной странице смущать не должно, хотя создатели Domnakarte.Ru, запущенного намного раньше, предпочитают начинать знакомство пользователя с сайтом именно с карт. Возвращаясь к теме панорамных снимков столицы, можно вспомнить, что их также предоставляет сервис Kartamania.ru, дающий пользователям возможность создавать панорамы с помощью специальной программы для мобильного телефона.
Представленные в новой версии «Яндекс.Карты» внедрили возможность составления маршрутов проезда и поиск синонимов, представили спутниковые снимки, а также опубликовали «самую подробную в Рунете» русскоязычную карту мира (и карту Европы с подробной картой Украины). Отдельной строкой стоит отметить, что в ноябре была наконец-то опубликована первая версия API «Яндекс.Карт». Активно развивался и смежный сервис «Яндекс.Пробки», который в 2008 году обзавелся собственным сайтом.
Для пользователей, которые по тем или иным причинам передвигаются на общественном транспорте, маршруты проезда в максимально удобном виде представлены на проекте Rusavtobus.ru. В 2008 году было добавлено несколько новых городов и запущен новый гаджет для iGoogle.
На «Картах@Mail.Ru» появилась карта России в масштабе 1:1000000, дизайн и рендеринг которой были выполнены ИТЦ «СканЭкс». Собственный же проект «СканЭкса» — «Космоснимки» — посвящен продаже спутниковых фотографий.
Прошедший год принес Рунету сразу несколько новых так называемых «геосоциальных» сервисов. Запущенный холдингом Media3 в сентябре московский городской портал Homepage использует Google Maps и планирует выйти на окупаемость за счет явной рекламы к 2010 году. Эти же карты взяты за основу в обновленной версии амбициозного городского сообщества AroundMe.ru. Выбор городского портала IN THE CITY, представленного осенью 2008 года, аналогичен, и, также как в случае с Homepage, в дальнейшем здесь планируется делать ставку на регионы. Молодой UGC-cервис Zmap позволяет официальные географические данные Google Maps собственными важными для пользователя сведениями (парковки, посты ГАИ, любимые места и т.п.). Декабрьский стартап «Мои Города» , идентифицирующий себя как «социальную сеть российских городов», также склоняется к использованию Google Maps, хотя и не исключает, что в будущем, возможно, придется прибегнуть к помощи «Яндекс.Карт».
Активно использует карты и «городское сарафанное радио» «Соседи-Онлайн», в течение 2008 года расширявшее свой функционал, а в начале 2009 представившее новую версию сайта.
На презентации другого «городского портала» — «АКАДО» — в апреле озвучивались планы по экспансии на рынки Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Частью проекта, запуск которого обошелся в $9 млн, являются карта оригинальная онлайн-карта столицы и видеотрансляции с мест, где затруднено движение транспорта, однако основной упор «АКАДО» делает упор на новостной контент.
По наиболее оригинальному пути пошли создатели «геоинформационного» портала LOOXITY, представленного в сентябре и до настоящего времени работающего в режиме закрытого бета-тестирования. Разработчики проекта создали впечатляющую 3D-модель Москвы и планируют зарабатывать на размещении рекламы в виртуальном городе.
Представленный осенью сервис Gippos использует GPS для определения места нахождения пользователя и онлайн-знакомств по интересам. Несколькими месяцами ранее был анонсирован запуск сервиса Wi2Geo, представляющего собой «социальную сеть для обеспечения навигации и ориентации в городских условиях» с использованием Wi-Fi и GPS.
В 2008 году состоялся запуск двух взаимосвязанных проектов по определению местоположения сотового телефона с установленной на нем специальной программой – «Геоконтакт» и «ГдеРебенок».
Спорные инициативы Роскартографии по разработке интернет-портала «Национальный атлас России» можно будет оценить только в текущем году, а то и позже. Пока же можно констатировать, что геосервисы в Рунете не только появляются, но и, как ни странно, исчезают. Так, в октябре стало известно о закрытии картографического сервиса Mos2.ru, принадлежащего РБК. А сразу после новогодних праздников в блоге руководителя отдела геоинформационных технологий «Рамблера» Дмитрия Краминова, в феврале 2008 года делившегося с TelNews планами по развитию проекта на «На карте», появилось сообщение о том, что этот проект «прощается с вами».
Своим мнением о развитии «географической» ниши Рунета с нашим изданием поделились некоторые участники рынка и эксперты.
Владимир Долгий-Рапопорт, директор AroundMe.ru:
— Для картографических сервисов 2008 год был годом осознания реальности и корректировки планов. Ни один из запущенных сервисов не набрал «мгновенную» популярность у большой аудитории. Стало очевидно, что скорость популяризации георесурсов не такая, какой добивались сервисы знакомств («Мамба», Loveplanet), сервисы общения («В Контакте», «Одноклассники») или сервисы видеохостинга (RuTube, Smotri.com).
Если посмотреть на статистику различных георесурсов, станет очевидно, что покупать трафик умеют почти все, а вот удерживать — единицы. Я уже не говорю о получении пользовательского контента. И разные сервисы решают эту задачу по-разному. «Мир Тесен», являющийся социальной сетью с привязкой людей к карте, выбрал стратегию набора регистраций, Homepage и IN THE CITY собрали большой штат редакции, рассчитывая на то, что пользователь будет ходить к ним ради редакционного контента. Мы, AroundMe.ru, выбрали, пожалуй, самый сложный путь — мы предлагаем городским жителям вместе с нами создать самую актуальную энциклопедию города, то есть ориентируемся исключительно на UGC.
Я не возьмусь прогнозировать, кто из существующих ресурсов добьется успеха. Нельзя сказать, что какая-то из этих концепций очевидно лучше — у всех есть свои минусы и плюсы. Для реализации любой из этих стратегий необходимо время. Поэтому смотреть на результаты можно будет осенью 2009 года.
Ясно одно: ресурсам, которые рассчитывали на быстрый рост пользовательской базы, которые закладывали ее в стратегию монетизации и бизнес-план, будет совсем трудно, особенно в условиях кризиса.
Рубен Акопов, Генеральный директор «ГДЕЭТОТДОМ.РУ»:
— На мой взгляд, среди основных тенденций развития и распространения онлайновых геосервисов можно выделить следующие: во-первых, это повсеместное проникновение бесплатных картографических сервисов. В первую очередь, речь, конечно, идет о Google, но сейчас активность в этом направлении начинает развивать и «Яндекс». Другая тенденция связана с наложением на карты собственного контента, созданием дополнительных сервисов, позволяющих пользователям получать фото, видео, 3D-информацию.
Кроме того, происходит быстрый переход от традиционных методов отображения информации (в случае недвижимости — листингов) к совмещению на одном сервисе режимов с добавлением большей визуализации и информативности в зависимости от квалификации или потребностей пользователя.
Владислав Кочетков, пресс-секретарь ИК «Финам»:
— На самом деле, интерес к такого рода проектам стал заметен еще в 2007 году. Правда, о буме в этой сфере говорить не приходится. Все-таки интерес, скорее, носит точечный характер, крупные проекты можно пересчитать по пальцам. Скорее всего, в ближайшие годы их количество будет расти, но все-таки до какого-то серьезного бума дело не дойдет. Большинство таких сервисов будут существовать в рамках порталов, предлагая дополнительные возможности их пользователям.
Впрочем, интерес к этому направлению вполне объясним. Геосервисы предоставляют информацию с привязкой к конкретному месту, с которым связана жизнь того или иного человека, реализация его потребностей. Как результат — такая информация вызывает стабильно высокий интерес. Кроме того, подобные сервисы предоставляют хорошую возможность для размещения рекламы — ведь интересы пользователя можно локализовать с точностью до дома.
Наверное, стоит обратить внимание еще на один момент. Геосервисы позволяют позиционировать проект на конкурентном рынке. Например, «Мир Тесен» вышел на него во время активного развития «Одноклассников» и «В Контакте». Привязка к месту позволила создать новые возможности для пользователей, сформировать новые темы для общения и создания социальных связей. Такие решения, в принципе, могут применяться и в других сегментах.
- 22.01.2009 в 09:55
- 12 голосов
- одобрить
- утопить
- 2 комментария
на своём сайте!
22.01.2009, 11:30 это спам!
22.01.2009, 14:29 это спам!