Top4Top: «распил» закончился?
Flash попутал
Несуразный сайт для интеллектуальной элиты рискует превратиться в хрестоматийную страшилку для «честных инвесторов», которые с опаской поглядывают в сторону Рунета. Пожалуй, это единственное серьезное опасение, которое возникает у сторонних наблюдателей. В остальном, проект наверняка оказался вполне успешным, если речь шла исключительно об освоении бюджета.
Странности в поведении инвесторов и менеджмента Top4Top можно было наблюдать еще задолго до запуска. Напоминающая фарс презентация в декабре 2007 года, появление на интернет-сцене телевизионных героев Диброва и Новоженова, рекрутинговые мероприятия в ЖЖ. Появившийся к 7 января результат вызвал еще большее недоумение. $15 млн. заявленных вложений оказались потрачены на неповоротливый flash-сайт, который поражал воображение исключительно пользователей Internet Explorer.
Заблудших интеллектуалов пытались сгонять на Top4Top всеми возможными способами – например, вылавливая ее у экранов телевизоров или смущая «обнаженкой» через «Яндекс.Директ». Однако среднестатистический пользователь не оценил слишком передовых идей разработчиков: сайт пришлось снабжать облегченной HTML-версией, а затем и вовсе подумать о перезапуске. По словам прозревшего к концу апреля Михаила Зоненашвили, обновленный портал будет в большей степени «соответствовать текущей ситуации на интернет-рынке». Тем временем графики Alexa, откуда недоверчивый Рунет продолжал черпать информацию о реальном положении вещей, демонстрировал нисходящий тренд, который с мая практически «замерз» на одной отметке.
Кадровая беготня, пустая болтовня
На фоне ограниченной информации «изнутри» особое внимание привлек к себе уход основных идейных вдохновителей портала – Екатерины Довжиковой и Вадима Шатрова. По информации TelNews, они сыграли определяющую роль на этапе становления проекта, а незадолго до апрельской смены курса их «некрасиво ушли» из проекта. Судя по всему, сама по себе команда Top4Top была весьма неоднородной: среди сотрудников были как те, кого пригласили разработчики портала, так и ставленники инвесторов. Не удивительно, что уже на ранних этапах проект начала раздирать борьба противоположных интересов. К первым кадровым потерям добавился уход из проекта Дмитрия Диброва, который не нашел официального подтверждения. Справедливости ради, стоит вспомнить и о громких приобретениях, случившихся после старта. На должность заместителя генерального директора в Top4Top перешла Нана Куликова, известная прежде в качестве пресс-атташе «Одноклассников». Ее появление, однако, не помогло порталу сохранить лицо, и с начала лета многообещающий проект затаился. В публичных выступлениях новая пиарщица Top4Top предпочитала не говорить о прошлом и лишь намекать на «реструктуризированное» будущее, которое пользователи смогут лицезреть в октябре. Если с популярностью портала дела явно обстоят не лучшим образом, то планы по монетизации Top4Top кажутся еще более туманными. В феврале Михаил Зоненашвили намеревался вывести проект на самоокупаемость к концу 2009 года. Напомним, что связь инвестора Russian Media Ventures c ГК «Видео Интернешнл» заставляла многих комментаторов предрекать Top4Top безбедное существование за счет любой аудитории. Весеннее прозрение, надо полагать, заставило менеджеров пересмотреть свои оптимистичные планы, однако как и насколько – никому не известно. В «ФИНАМе» этот срок еще на этапе запуска проекта оценивали в 2-5 лет.
Медитация или трупное окоченение?
Скорую кончину «интеллектуальному порталу» предрекают еще и в связи со сложным финансовым положением самого инвестиционного фонда Russian Media Ventures. Кстати, и эта информация ходит в статусе «официально неподтвержденной». Слухи о приближающемся кризисе внутри Top4Top продолжают циркулировать: так, TelNews из собственных источников стало известно о том, к работе над порталом в качестве консультанта привлекается Антон Носик, сотрудник «СУПа».
«Проект и правда претерпит серьезные кадровые изменения», - сообщила нашему изданию Нана Куликова. – «И сам проект также будет меняться, но ничего кардинально противоположного там не будет». В этой связи она почему-то вспомнила о сайтах знакомств и порно-ресурсах. «Хотя порой и кажется, что пользователи только и ждут таких новых порталов, ну что тут сказать, загадочная русская душа. Собственно, с этой загадочностью я и связываю все разговоры по поводу нестабильности Top4Top». Представительница портала также заверила, что в Russian Media Ventures «все хорошо, фразу «неважные финансовые перспективы» к ним никак не привяжешь».
В «ФИНАМе» скорое закрытие проекта считают маловероятным. «В его создание и продвижение были вложены очень серьезные по меркам Рунета деньги, инвесторам логичнее ориентироваться на их возврат, пусть и за существенно более длительный, чем предполагалось изначально, срок, а не на списание», - полагает Владислав Кочетков, пресс-секретарь инвестиционного холдинга. Однако стремление сократить издержки, в том числе и на содержание персонала, кажется ему вполне естественным развитием событий, равно как и возможная смена менеджмента в Top4Top.
Виктор Захарченко, руководитель контент-проектов E-generator.ru, отмечает кризисное состояние проекта, которое заметно извне. Некоторое затишье может означать как предстоящую «бурю» с громкими заявлениями (например, о новой публичной персоне), либо попытку инвесторов разобраться в ситуации и минимизировать убытки. «Мне кажется, что создатели сильно промахнулись с аудиторией. Опыт показывает, что даже с прицелом на «интеллектуальную элиту» нужно быть ближе к реалиям Интернета. Тот же «Взгляд.ру» хоть и заявлял с первого дня об «элитном» трафике с Mail.Ru – никогда не гнушался развлекательным контентом. А пример LIFE.RU очень четко показывает – что у нас «пипл хавает» и как надо делать массовый портал, - рассказал Виктор Захарченко в интервью TelNews. - В такой ситуации было бы разумным строить Top4Top вокруг относительно небольшой аудитории, но, видимо, это шло вразрез с начальными амбициями – если создавать, то непременно «убийцу» кого-то, убийцу того же «Взгляда.ру», например. Думаю, и бизнес-план не был ориентирован на «маленькую, но вкусную» аудиторию – продавать такую в Рунете до сих пор не умеют. Очень надеюсь, что идеологи Snob.ru учтут эти ошибки и сделают сервис для людей, а не для монетизации интереса».
- 05.09.2008 в 09:10
- 5 голосов
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!