Охотники за головами в джунглях Рунета
Интернет стал привычным инструментом поиска работы не только для «беловоротничковых» москвичей: онлайн-рекрутмент за последние два года неплохо освоили и региональные кадровики, как минимум, в крупных городах. Пока Рунет судачит об онлайновом видео и контекстной рекламе, этот сегмент рынка продолжает уверенно расти и рождает новые ассоциации. От бесплатных свалок странноватых резюме и предложений - на заре появления «работных» сайтов - интерес сместился к полноценным сервисам, услуги которых работодатели готовы оплачивать.
В отличие от массы «экспериментальных» ниш отечественного интернет-рынка, на онлайн-рекрутменте можно зарабатывать уже сейчас. Этот факт подтверждают доходы лидеров рынка, которые измеряются миллионами долларов. В сравнении с западными цифрами, они выглядят, безусловно, крайне скромно, однако на фоне проектов, только лишь мечтающих о самоокупаемости, - вполне убедительно. Так, HeadHunter (35% рынка) в прошлом году заработал почти $6 млн., на долю остальных более-менее заметных игроков тоже пришлось $2-3 млн. Пока весь российский рынок онлайн-рекрутмента оценивается в $20 млн., но есть все основания полагать, что буквально за несколько ближайших лет обороты вырастут в 5-10 раз.
Этот оптимизм, в первую очередь, разделяют инвесторы, которые в течение этого года настойчиво боролись за имеющиеся «работные» активы Рунета. Говорить о тесноте отечественного рынка онлайнового рекрутмента пока не приходится, поэтому в российском направлении с надеждой посматривают ключевые западные игроки. В 2006 году рынок потревожил знаменитый Monster.com (14% американского рынка), открывший локализованную версию и задумавшийся о московском офисе. Потом владельцев «работных» сайтов начали беспокоить поляки – Pracuj.com. Тем не менее, пока иностранцы, видимо, находятся в процессе освоения национальных особенностей хэдхантинга и раздачи громких обещаний. За поставленную Monster.com планку в 20% американцам придется еще побороться с теми, кто пришел сюда первыми.
Среди таковых лучше всего известен HeadHunter – отечественный игрок, доросший до скупки зарубежных ресурсов по поиску работы. В августе этого года стало известно о приобретении компанией израильского проекта AllJobs, чуть раньше HeadHunter присоединился к мировой сети рекрутеров – The Network. Не последнюю роль в такой инвестиционной активности наверняка сыграли вложения Digital Sky Technologies, которые, по оценкам, аналитиков составили $10 млн. До этого компания с завидным упорством двигалась в регионы, открывая каждый месяц по несколько офисов. Аркадий Сандлер, директор по развитию HeadHunter, пообещал, что региональная сеть компании в 2008 году начнет приносить по $2-3 млн.
За лидером тянутся как заметные игроки рынка – например, JobsMarket.ru, «РДВ-Медиа» - так и длинный хвост из мелких сайтов по поиску работы. Сдаваться не собираются и бесплатные сервисы - Job.ru пережил редизайн, оброс новым функционалом и платными услугами и готов потягаться с теми, кто успел его обойти. А борьба явно предстоит серьезная, причем одной толкотней между работными сайтами по мере насыщения рынка не обойдется.
Традиционные онлайн-рекрутеры начинают обращать все большее внимание на социальные медиа и фрилансерские проекты. Идти стандартным путем, начиная от размещения резюме, многим пользователям не хочется: кто-то боится «засветиться» в связи с поиском работы, кого-то привлекает перспектива найти место через социальные интернет-связи, третьи и вовсе не озабочены сиюминутным поиском работы, но готовы рассмотреть предложения. Эти особенности поведения онлайновой аудитории заставляют кадровиков посматривать в сторону «чужих» социальных сетей («Мой Круг»), открывать свои (Webby), активно интересоваться тем, что совсем недавно считалось коммерчески бесполезной затеей – блогами и знакомствами.
Да и соискатели отечественным хэдхантерам в Сети достаются весьма благодатные. Если даже абстрагироваться от социально-демографических характеристик, то на стороне российских юзеров есть одно весомое преимущество – высокая степень доверия «работным» сайтам. Западная аудитория уже обжигалась: стоит вспомнить недавнюю скандальную утечку персональных данных с Monster.com, которая затронула интересы сотен тысяч пользователей, и все становится понятно.
Какой рост ожидает российский онлайн-рекрутмент в самом ближайшем будущем? Спасет ли Интернет от кадрового голода? Каких специалистов можно «нарыть» на сайте знакомств? Кому нужны биржи фрилансеров? Буду ли грузчики трудоустраиваться через Сеть? Ответы на эти и многие другие вопросы в «Теме недели», посвященной онлайновой охоте за головами. Вместе с основными участниками рынка мы выясним, как из информационного хаоса выудить уникального специалиста и при этом не утопить его снова.
- 19.11.2007 в 13:22
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!