Экономика виртуального мира работает по схеме пирамиды

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор:
Экономика виртуального мира работает по схеме пирамиды Дэвид Киркпатрик (журнал Fortune Magazine) считает, что валовый внутренний продукт (ВВП) виртуального мира Linden Lab — широко разрекламированного пассажа интернет-развлечений типа порномультиков, аватар высшего руководства IBM и лягушачьих концертов — составляет около $220 млн. Хотя это соответствует всего-навсего объему экономики Гвинеи-Бисау, одной из беднейших стран мира, но для виртуальной экономики и такой показатель достаточно впечатляет, не правда ли?
Неправда. Многие операции в мире Linden Lab имеют круговой характер, а их объемы больше напоминают обороты рынка ценных бумаг, чем ВВП. Конечно, если какие-нибудь труженики виртуального чата на темы секса и прочие предприниматели Second Life смогут доказать, что их виртуальные накопления и впрямь можно конвертировать в реальную валюту, придется воспринимать экономические экосистемы, финансируемые Benchmark, более серьезно, Но, как анонимно поясняет некий финансовый консультант, изъять денежные средства из виртуального мира, финансируемого Benchmark, так же трудно, как и обналичить деньги в схеме пирамиды.

В 2005 г. я стал работать консультантом по венчурному капиталу для ряда предпринимателей и инвесторов, интересовавшихся довольно амбициозными идеями RMT (Real-Money Trading, обмен игровой валюты на реальные деньги). Результатом моей работы стала обширная коллекция данных по рынку RMT для большинства популярных игр типа MMO (Massively Multiplayer Online, массовые многопользовательские игры) / VW (Virtual World, виртуального мира). Хотя идея нового предприятия так и не была реализована (в немалой степени — из-за результатов моего анализа реального рынка RMT), одна игра все-таки «выжила», это и была Second Life. В отличие от большинства других игр, операторы Second Life не только позволяли и поощряли обмен игровой валюты, но и всячески способствовали этому. В самом деле, еще в 2005 г. я стал прислушиваться к разговорам на блогах, посвященных различным увлечениям, о бурно растущем рынке Second Life, в котором есть банки, возможности обмена различной валюты, плавающий обменный курс и растущая база игровой коммерции и бизнесов.

Другими словами, — плодородная почва для инвестиций и арбитражных операций. Я не ожидал, что Second Life станет NASDAQ. Напротив, я рассчитывал, что Second Life была хотя и динамично развивающимся, но пока еще незрелым рынком, где имели место информационная асимметрия и некорректная оценка товаров.

Хорошим примером достаточно очевидной возможности арбитражной сделки в середине июля 2006 г. стала разница между процентными ставками, выплаченными вкладчикам в игровых банках, и кредитными ставками, по сравнению с преобладающими курсами обмена SLL (часто употребляемое сокращение Linden dollar, «валюты» операций в виртуальном мире) к доллару США (USD). В данном случае паритет процентных ставок показал, что два виртуальных банка неправильно оценивали курсы, что подразумевало доходность на уровне 2,786.32% на инвестированный доллар США.

Когда я обсудил такого рода ситуации со своим приятелем, менеджером фонда хеджирования, он решил вложить некоторые ощутимые суммы в тестирование рынка Second Life. В конце концов, речь идет о некореллированных доходах. Он прочитал о Second Life в изданиях, которые пишут весьма продвинутые статьи на темы бизнеса и финансов (The Economist, The Financial Times, и т.д.). Все они расхваливали большие и стремительно растущие объемы «экономики» SL. Если SL «печет» вирутальных миллионеров, какие-то $10 000 будут просто каплей в море. Но как только мы начали играть в SL с реальными деньгами, правда о так называемой экономике быстро вышла наружу:
• В SL вы можете заработать много Linden dollars, причем иногда даже очень быстро, но...
• Если вы действительно сможете получить свои SLL от своих партнеров — что оказывается весьма непросто, — вы не сможете легко и прибыльно обналичить их в USD.

Оказывается, в игре риск, сопряженный с партнером, непомерно велик. В самом деле, целые банки могут внезапно исчезнуть или отказаться от своих обязательств без права обратного требования. Хуже того: те, кто является источником практически всего спроса на ликвидные активы в Second Life, те, кто находятся на самом верху виртуальной «игрушечной» пирамиды, как раз и являются теми, кто, по сути, устанавливает курсы обмена SLL/USD. В середине 2006 г. они даже владели единственной реальной валютной биржей, и ситуация, как я полагаю, не изменилась (биржа, управляемая компанией, непрактична для реальных операций любого объема. Это, скорее, открытый аукцион валюты, чем рынок наличности).

То, что должно было быть относительно небольшими биржевыми операциями по обмену SLL/USD, с учетом сообщений в прессе о миллионных долларовых оборотах в неделю в 2006, в действительности вызвало непомерную деформацию валютных рынков. По сути, попытки изъять из SL суммы свыше пары тысяч долларов приводили к тому, что валютный рынок присваивал бульшую часть нашей прибыли за счет отражения курса. Например, в июле 2006 г. курс USD/SLL составлял 293,0/279,2 (предложение/спрос) на первичном открытом рынке. Наши попытки провести операцию закончились тем, что курс предложения превысил 350. Интересно, что чистая прибыль по этим операции составляла около 4%, что как раз соответствовало превалирующей долларовой депозитной ставке.

Это было совершенно непонятно. В конце концов, ликвидные активы, в принципе, существут для поддержания таких простых небольших операций. Но когда те, кто управляет банками и валютными биржами, также владеют и основными запасами SLL, нет ничего удивительного в том, что посторонним не позволено получать какие-либо занчительные доходы.

Мы пришли к выводу, что не сыграли никакой роли на рынке. Мы стали жертвой классической схемы пирамиды, правда, украшенной новым симпатичным пользовательским интерфейсом. Новички приносят в игру реальные деньги. Но только те, кто находится наверху пирамиды, могут извлекать эти деньги в любых объемах (причем при повышенной устойчивой норме прибыли). Попытки изъять из игры любые суммы, превышающие чисто символические, обычно заканчиваются реальной прибылью на уровне преобладающей депозитной ставки USD.

На мой взгляд, соучастники этой схемы сами используют неверную оценку курсов USD к SLL по сравнению с игровыми курсами (скрытыми или явными), чтобы проводить арбитражные операции за счет всех остальных. Иными словами, это — финансовый вариант схемы ponzi. Каждого нового простофилю побуждают привести новых простофиль, якобы чтобы поспособствовать росту экономики и начать обналичивать свои SLL-чеки. И если вы действительно успешны и удачливы, то скоро получите почти 4% прибыли за все ваши риски и усилия. Поэтому, учитывая, что:
• Никто не может получить прибыль свыше устойчивой нормы доходности для инвестиций в Second Life;
• «Виртуальная работа», которую выполняют участники игры на различных бизнес-проектах Second Life всегда вознаграждается в гораздо меньшем размере (в пересчете на доллары США), чем в реальной жизни;
• SLL практически неликвидны, не считая операций с небольшими суммами.

Перед нами — большое количество людей, вкладывающих реальные доллары, и небольшая группка, изымающая эти доллары и лишающая всех остальных каких-либо финансовых притязаний на что-либо, оставляя им в утешение разве что воображаемую модную аватару.

Источник: ValleyWag со ссылкой на Fortune Magazine

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100