Глеб Иванюшкин, Dot: «Не все компании-разработчики переживут кризис»

Опубликовано: 26.12.2008, 17:25 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: лица
Тематика: сайтостроениевеб-студияTaglineDotCMS
Глеб Иванюшкин, Dot: «Не все компании-разработчики переживут кризис» В последнее время российский рынок разработки сайтов привлекает к себе все более пристальное внимание экспертов и аналитиков. Составители рейтингов отечественных веб-студий борются за прозрачность рынка, в то время как не все его участники готовы обнародовать информацию о своей деятельности.

В конце июня уходящего года экспертная группа Tagline опубликовала первый рейтинг российских веб-студий, основанный на их финансовых показателях по итогам 2007 года. В нем отсутствуют несколько крупных игроков, отказавшихся предоставить необходимые данные. Шестое место в рейтинге заняло рекламное агентство Dot (40 млн рублей). TelNews пообщался с исполнительным директором компании Глебом Иванюшкиным о нынешнем состоянии российского рынка веб-разработки и изменениях, которые произойдут в этой отрасли в 2009 году.


- Как отражается на российском рынке разработки сайтов и к чему в итоге приведет нынешний финансовый кризис?


- Ситуация, безусловно, скажется на всех участниках. Скорее всего, рынок ждет временная небольшая корректировка стоимости проектов в сторону понижения. Но это произойдет не сразу, далеко не у всех игроков и, конечно, не по всем отраслям. У многих компаний-разработчиков есть «финансовая подушка» в виде долгосрочных крупных контрактов – так что им есть куда «ужиматься».


Наш опыт подсказывает, что, к примеру, FMCG-компании не будут сильно экономить на Интернете в будущем году. Для многих сайт был и останется одним из основных видов коммуникации с потребителем. То есть, другими словами, сайты будут продолжать заказывать - с условием, что подход к выбору подрядчика будет более тщательным. Более внимательно будут относиться к прозрачности бюджета, процессам создания проекта.


Ну и, конечно, не все компании-разработчики переживут кризис. Кто-то войдет в режим стагнации, пережидая, кто-то закроется. Веб-девелопмент находится на стыке нескольких отраслей: это и бизнес рекламного агентства в более-менее традиционном понимании, и разработка, и консультирование, и SEO, и сложный графический дизайн. Поэтому на рынке выплывут компании с комплексным подходом, которые смогут предложить пусть не большому числу крупных клиентов, но зато полный пакет рекламных услуг, причем не только из области Интернета.


- Какие изменения претерпит этот рынок в следующем году в числовом выражении? Как изменятся его основные показатели?


- Как ни парадоксально, но могу сказать, что по некоторым направлениям рынок вырастет примерно на 15-20%. Многие офлайновые рекламные бюджеты будут перенесены в Интернет. Другой вопрос - где осядут эти бюджеты. Совершенно очевидно, что большинству разработчиков вряд ли удастся удержать обороты на прежнем уровне - рынок очень фрагментированный, некоторые игроки начнут демпинговать, все острее будут переживать конкуренцию, а клиенты будут ожидать более привлекательных цен.


- В последнее время предпринимаются попытки составить разнообразные рейтинги участников рынка - по оценке экспертов, по оборотам компаний, по тИЦ их проектов и т.д. Полезны ли они, на ваш взгляд, и чем?


- Конечно, ранжирование полезно - рейтинги последних трех лет буквально стали определенным ежегодным развлечением в отрасли. Для большинства студий это возможность заявить о своем присутствии, для лидеров – укрепить позиции. У всех рейтингов есть минусы.


В частности, упомянутый вами тИЦ говорит, в первую очередь, о присутствии в портфолио старых и рейтинговых для «Яндекса» сайтов. У новых ярких сайтов тИЦ вообще нулевой, что не уменьшает их значимости. Логично было бы также в качестве критерия выделить индекс PR.


При этом у всех рейтингов есть один огромный плюс - ими пользуются потенциальные заказчики сайтов. Рейтинги также известны в офлайновой рекламной среде, что делает наш рынок понятней для рекламной индустрии в целом.


- Как, по вашему мнению, должен составляться правильный, идеальный рейтинг веб-студий Рунета?


- Правильно - давать оценку по совокупному объему ежегодных работ, обороту, качеству и многоплановости(!) проектов, известности клиентов. Интересно также было бы озвучить, каких топовых рекламодателей компаниям, которые претендуют на роль лидеров, удалось «подписать» в текущем году. Еще важным критерием следует считать оценку работы со стороны клиента, но объективно представить эту информацию по большому числу проектов для каждого разработчика достаточно сложно.


- В ходе составления одного из рейтингов эксперты сетовали на то, что сейчас на российском рынке разработки сайтов нет общепринятых стандартов контроля качества работ. Вы согласны с тем, что такая проблема существует?


- Да, скорее многие судят по принципу «нравится - не нравится». При этом минусы найти можно в любом сайте, что чаще всего и делают в нашей конкурентной среде. Определение критериев качества проекта - это вопрос методики исследования; в сайтостроении их можно выделить достаточно четко.


- Возможно, многим участникам рынка пошло бы на пользу участие в какой-либо отраслевой ассоциации или экспертном органе?


- Возможно, но тут не избежать ангажированности компаний, которые будут принимать участие в создании подобной структуры. А ассоциация, в первую очередь, должна повышать профессиональный уровень ее участников и лоббировать интересы отрасли в целом.


Создание некоего отраслевого профессионального органа повысило бы доверие к рынку разработки, внесло бы некую регламентацию и структурирование рынка. И, конечно, стало бы прекрасным плацдармом для привлечения новых клиентов. Участие в подобных ассоциациях - это классический PR-инструмент, возможность начать партнерские отношения, посмотреть на опыт коллег, поучиться. Но, к сожалению, в 2009 году, думаю, все будут решать собственные локальные задачи - ведь при всей демократичности интернет-среды, создание ассоциации и участие в работе подобного института - это определенный протокол: устав, условия членства, организация мероприятий и прочее.


- Действительно ли сейчас прослеживается тенденция усиления позиций новых участников рынка, которые занимают на нем определенные узкие ниши?


- Да, справедливо, что у некоторых разработчиков получается лучше делать проекты с мощной визуальной начинкой, у кого-то - информационный дизайн, существует четкая флеш-ориентация некоторых студий. Усилением позиций я бы это не назвал - просто яркие проекты больше запоминаются и охотнее освещаются в СМИ, и это производит впечатление укрепления позиций того или иного разработчика. Именно поэтому в качестве критерия ранжирования разработчиков в общем отраслевом рейтинге я предложил ввести многоплановость проектов.


- Как, на ваш взгляд, на положении веб-студий на рынке и его состоянии в целом отражается использование тех или иных CMS?


- На рынке CMS заметна доля «Битрикса» - эту CMS внедряют многие игроки рынка. При этом я считаю правильным предлагать клиентам альтернативу. Так что собственные системы контент-менеджмента, отточенные на сотнях проектов, продолжают успешно внедряться - все зависит от требований клиента к системе управления, специфики и задач проекта.


Также могу сказать, что для некоторых компаний абсолютно не важно, на чем у них будет написан сайт и как он будет управляться - они приходят за качественным дизайном. Причем процент таких заказчиков не так уж и мал.


- Повышается ли со временем культура ведения проектов со стороны заказчика? Какие основные проблемы в этой сфере вы могли бы выделить?


- Во многих крупных компаниях, особенно в ведении которых находятся несколько веб-сайтов, трудятся менеджеры интернет-проектов. Чаще всего это специалисты с прошлым в сфере IT и небольшим менеджерским опытом. С ними проще обсуждать технические нюансы, проще делать обоснование сложности той или иной разработки, проще администрировать и поддерживать сайты.


Хотелось бы, чтобы уровень этих специалистов отвечал современным технологическим тенденциям. В нашей компании существует две интранет-системы: одна - для внутренних коммуникаций, а другая ориентирована на работу по проекту с клиентом. Это обеспечивает хранение всей проектной документации (начиная с финансовых документов, брифа, технического задания, и заканчивая макетами дизайна), а также содержит все коммуникации по проекту между рабочей группой и клиентом. Такой подход повышает ответственность со стороны заказчика и влияет на оперативность работы в целом.


- Насколько сильно на вашем рынке в настоящий момент распространена практика «откатов», и как можно с этим бороться?


- У меня нет подобной статистики, но полагаю, в условиях кризиса такая тактика найдет свое применение у некоторых недобросовестных игроков.


Комментарии
konkurent
konkurent
27.12.2008, 13:05 это спам!
0 голосов
Наконец то нашелся человек, расставил все по полочкам :) , может быть Вам Глеб заняться созданием ассоциации, о которой Вы говорите?
Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
стоимость лизинга персонала