Зачем блогосфере премии?
Вручается награда уже в седьмой раз. Когда премия стартовала в 2002 году, в ней было всего три номинации: «жизнь» — вручалась за самое интересное жизнеописание, «литература» — за самое интересное жизнеописание, и «полемика» — самому интересному спорщику. С тех пор премия существенно изменилась, и в этом году, как и в прошлом, имеет семь номинаций — к начальным добавились еще «изображение», «информация», «смех» и антипремия «самый тупой комментатор года». Неизменным во всей премии остался, пожалуй, только приз — бутылка хорошего спиртного, вручающийся победителям в каждой, кроме последней, номинации.
Как бы это громко ни звучало, история Премии Паркера — во многом действительно история русскоязычной блогосферы. Был набор «уютненьких дневничков» — и была премия без жестких ограничений. Стали накручивать голосования — появилось правило «защиты от пустых виртуалов». В течение последнего года было создано множество непустых «роботизированных» аккаунтов, формально не подпадающих под требование «непустоты» — и пришлось ввести captcha при голосовании. Но самое важное изменение — теперь премия организована не только для ЖЖ, но для всей блогосферы в целом: голосовать может любой блогер: standalone, пользователь ЖЖ или Li.ru — неважно. Это вполне отражает тот факт, что блогосфера все-таки наконец перестала ассоциироваться с ЖЖ.
Премии бесполезные и неизвестные
Открытым остается, собственно, главный вопрос — зачем нужна эта и другие премии. Самому организатору устраивать ее достаточно тяжело. «Я ее однажды придумал за десять минут, а потом за двадцать минут начал. С тех пор каждая премия для меня большая обуза, но отказаться от нее — это значит нарушить традицию, а я очень люблю традиции. Кроме того, не хочется обламывать тех, кто хочет получить эту премию и тех, кто получил ее раньше. Потому что когда премия заканчивается, былые победители перестают быть победителями. Потому что премия перестает быть», — поделился своим отношением к процессу организации сам Максим Кононенко.
Нужность премий блогосфере — вопрос совсем спорный. Во-первых, самые известные конкурсы среди русскоязычных блогеров носят весьма и весьма экстравагантный характер. Премия Паркера со своей формулой «форма проведения — алкоголизация» еще не так экстравагантна как, например, ТП или еще одна небезызвестная премия. Эксперт в области социальных медиа, главный редактор сайта BFM.ru Антон Носик, полагает, что все подобные премии — это просто информационные поводы, которые так любит блогосфера. Бывают и «серьезные» награды для блогеров — тот же The BOB’s, но сама блогосфера — парадокс — их замечает сравнительно мало.
Даже в этом году, когда, казалось, российские блогеры имели настоящий триумф на этой премии, отклик был практически нулевым. Федеральные каналы показали сюжет с ее результатами в прайм-тайм. Блоги безмолвствовали. Это говорит о том, что для блоговой премии важна не суть, а форма.
Преподаватель Тартуского университета и автор одного из первых русскоязычных блогов Роман Лейбов полагает, что также важен эффект премии — закрепление репутаций и прочие игровые моменты. При этом польза, по мнению Романа Лейбова, неясна, а вред очевиден: отчеты о репутационных войнах замусоривают блогосферу.
С другой стороны, отмечает Антон Носик, если премия кому-то прибавляет известности, то это может оказаться неплохой путевкой в жизнь для лауреата. Вопрос в том, что российские премии ни разу никому не прибавляли известности — наоборот, получить их можно, лишь уже будучи известным. Таково само устройство премий, где победитель определяется массовым голосованием. Другие в российской блогосфере тоже есть — например, блогбастер. Его пример, кажется, подтверждает тот факт, что у любой русскоязычной блогопремии на сегодняшний день есть выбор между бесполезностью (хотя бутылка хорошего виски — вещь, в общем, неплохая) и безызвестностью.
- 26.12.2008 в 11:17
- 3 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!