Рука Бога душит поисковики
Известный футболист, занимающий сегодня позицию главного тренера сборной Аргентины, не хочет, чтобы в поисковиках можно было найти информацию о нем. Как сообщается, Марадона входит в число более чем семидесяти аргентинских знаменитостей, начавших судебные процессы против локальных отделений Google и Yahoo.
Мотивация знаменитостей заключается в том, что в выдаче они соседствуют с порнографическими сайтами. Конечно, репутации замеченного в обмане и употреблении наркотиков Диего Марадоны, безусловно, повредит соседство с порносайтом в выдаче Google, однако аргументация футболиста находится примерно на той же грани фола, что и самый знаменитый его гол. В любом случае, утверждает руководитель отдела веб-поиска «Яндекса» Александр Садовский, традиционно такая проблема решается между пострадавшим и владельцем сайта или между пострадавшим и хостером, который разместил сайт в Интернете.
Суд против российских поисковиков возможен
Желающие поискать порносайты могут ознакомиться все-таки с выдачей поисковика по запросу «Maradona», для этого достаточно попросить Yahoo найти слово Maradono, система исправлений в помощь. Кстати, вопрос о том, насколько технически реально запретить целиком и полностью искать себя в поисковиках, неочевиден. Поисковая система отражает ту информацию, которая уже есть в Интернете. Соответственно, не хотеть находиться в поисковике — это, по сути, не хотеть никаких упоминаний о себе в Сети.
Помимо странности такого желания, отмечает Александр Садовский, его сложно осуществить технически. Проблема, например, с однофамильцами. Кого ожидать увидеть в «Яндексе» на запрос «Титов»? Космонавта? Бизнесмена? Футболиста? Чем провинился несчастный Хуан Марадона настолько, что теперь и про него Yahoo молчит?
Это все происходит в далекой Аргентине. Хочется верить, что в России такое невозможно. Однако, мнение руководителя юридической фирмы «Интернет и Право» Антона Серго не оставляет больших надежд: «В нашей стране самое надежное средство индивидуализации - товарный знак. Если зарегистрировать ФИО как товарный знак и обосновать, что поисковик использует его в нарушении ваших прав, то результат будет таким же, как в Аргентине», — сообщил Антон Серго. Пусть и менее прямым путем, чем Марадона, но все же россияне могут добиться того же. Вопрос в том, что же можно запретить. Антон Серго полагает, что запретить обрабатывать запрос проблематично, а показывать определенные результаты поиска – вполне реально.
Руководитель команды Nigma.ru Виктор Лавренко полагает, напротив, что проще запретить обрабатывать запрос. Это показывает, что на самом деле вопрос сложный — и исчерпывающего ответа российские специалисты дать не готовы. Впрочем, если бы «Нигме» сегодня пришлось отвечать в суде, по словам Виктора Лавренко, поисковик апеллировал бы к тому факту, что публикация ссылки не является публикацией материала и просила бы суд переадресовать иски к сайтам, непосредственно публикующим недостоверную информацию: если есть сайты, размещающие данные, не соответствующие действительности, то пострадавший должен потребовать исключения подобной информации непосредственно с этих сайтов.
В общем, российские поисковики выработали политику в отношении подобных вопросов. Несмотря на это, юристы указывают на наличие скрытых и более глубинных проблем. В любом случае, принятое аргентинскими властями решение — прецедент очень опасный.
- 12.12.2008 в 13:25
- 4 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!