Блогосфера вымирает?
Принудительная монетизация
Обе тенденции, как и было написано, касаются, преимущественно, западных блогов. Вопрос о том, насколько это применимо к российским, заслуживает отдельного рассмотрения. Сама «монетизация» российских блогов существенно отличается от монетизации западных. Во многом это связано со структурой российской блогосферы, большая часть которой имеет прописку в Монтане, на серверах Живого Журнала.
ЖЖ как площадка ставит очень жесткие ограничения на возможности монетизации и, как следствие, порождает весьма экзотические формы рекламных кампаний. В частности, всем известную кампанию «Утконоса», быстро сделавшую название магазина из собственного обратно нарицательным.
Ведущий аналитик проекта Полит-онлайн Тимофей Шевяков отмечает, что монетизация блогов подобна рекламе на телевидении, с которой телезрители уже давно смирились — и о смерти телевидения говорить не приходится. Основная проблема монетизации блогов, по мнению Тимофея Шевякова, заключается именно в качестве рекламных кампаний.
Преподаватель Тартуского университета и автор одного из первых русскоязычных блогов Роман Лейбов отмечает, что английская «Википедия», например, содержит раздел о российской монетизации льгот, выделяя тем самым монетизацию по-русски в отдельный класс действий. «Монетизация по-русски — это такой специальный вид конвертации халявно-советского в деньги, причем воспринимается это, несомненно, как обман получателей льгот», — отметил Роман Лейбов. При продаже блогов для скрытой или явной рекламы «монетизации» в этом смысле подвергается репутация того или иного сервиса, которую обменивают на деньги.
Таким образом, вопрос монетизации на самом деле распадается на два. Первый — традиционный для Запада — когда блогер самостоятельно пытается получить доход при ведении своего блога. Если он знает меру, никаких проблем не возникает, хотя в большинстве случаев такие попытки приводят к абсолютной нечитаемости блога, изнывающего под нагромождением рекламных ссылок, граничащих с поисковым спамом. Ссылок приходится ставить много по одной простой причине: большинство блогов — плохие рекламные площадки.
В России этот вопрос стоит менее остро: заметных standalone-блогеров у нас не так много, и все они стараются соблюдать приличия при размещении рекламы. Основное же содержание российской блогосферы — обитатели блогохостингов. Три ведущих блогохостинга рунета — ЖЖ, Li.ru и Блоги@Mail.ru — имеют свои стратегии заработка денег, преимущественно рекламные. В ЖЖ всякий раз при изменении формата рекламы поднимается буря пользовательского возмущения, Li.Ru потерял одного из самых популярных своих пользователей — Игоря Чер-ского — и тоже из-за рекламы.
Таким образом, можно сказать, что если западную блогосферу монетизация и реклама убивает, российскую она пока просто децентрализует, заставляя людей заводить standalone-блоги или выбирать более удобную площадку: так в свое время, будучи подвергнутым ЖЖ-шным санкциям за коммерческую деятельность, идущую вразрез с условиями использования сервиса, завел свой блог один из самых популярных русскоязычных standalone-блоггеров Арсений Федоров, известный под ником Apazhe.
«ВКонтакте» вместо Twitter’a
Другая указанная причина вымирания западной блогосферы — микроблоги, набирающие популярность на Западе, но пока не ставшие популярными в России. Тимофей Шевяков полагает, что формат микроблога в России останется нишевым. Скорее всего, так и будет, но лишь отчасти. Российская блогосфера существует в двух формах: серьезные рассуждения на общественные темы (отражаемые топом Яндекс.Блогов) и короткие записки «о жизни». Для последних микроблоги, конечно, подошли бы. Однако Twitter так и остался в массовом сознании «заморским», а отечественные сервисы типа «Бложки» пришли уже после того, как инструменты микроблогинга появились в социальных сетях. С их появлением произошла окончательная стратификация: блоги для больших записей, заметки в соцсетях для некрупных. Микроблоги запоздали с выходом на российский рынок. Возможно — навсегда.
Получается, что угрозы, характерные для западной блогосферы, российской не касаются. Судя по всему, не касаются они и блогосфер других развивающихся стран. Из пяти победителей в общих номинациях премии The Best Of The Blogs нет ни одного из Западной Европы или из США. Однако вполне возможны кардинальные изменения структуры самой блогосферы: блогеры, почувствовав себя достаточно сильными, вполне могут перестать желать делиться контентом с чужой площадкой.
- 01.12.2008 в 14:07
- 7 голосов
- одобрить
- утопить
- 1 комментарий
на своём сайте!
18.11.2009, 13:03 это спам!
А неадекватность эту порождают в первую очередь сами потребители этой низкосортной рекламной продукции. В силу своих низких интеллектуальных и духовных особенностей. И неготовностью принимать более качественную будь то саму рекламу, будь то продукцию в сети. Что препятствует появлению новых более интересных предложений. Замкнутый круг получается. остаётся либо приспособиться выживать в стаде дибилов и принимать такими какие они есть, либо уходить в другу систему.