Wiki, в которое играют люди
Если говорить о wiki-принципе в узком смысле, то это способ организации user generated content (контента, созданного пользователем), противоположный блогингу. Даже в коллективном блоге каждый его участник создает свои страницы и самостоятельно наполняет их содержанием. При этом каждой теме может быть посвящено столько заметок, сколько мнений есть у авторов блога. С wiki ситуация противоположная: все участники редактируют, корректируют, дополняют и изменяют одну-единственную страницу по данной теме. Если о слове «wiki» говорят в более общем смысле, то под ним подразумевают принцип создания ландшафта некоего действия самими его участниками. При этом изменения в ландшафте, сделанные одним человеком, касаются всех и каждого в равной степени. Понимая wiki в таком смысле, можно создавать wiki-все-что-угодно: wiki-учебники, wiki-фильмы, существующие уже на Youtube, wiki-музыку.
Руководствуясь этими же принципами, можно и играть в игры. Wiki-игры. В этих играх основным объектом являются собственно правила, которые подвержены постоянным изменениям по воле участников.
Люди, которые играют в Wiki
Участник конференции WikiSym 2008 и один из идеологов движения wiki-игр в России Николай Яремко в своей презентации сформулировал требования к любому начинанию (в том числе, к игре), при выполнении которых оно может претендовать на приставку wiki. Wiki-система должна реагировать на изменения быстро, но при этом быть устойчивой по отношению к большим изменениям, располагающей к сотрудничеству и открытой. Самые известные wiki-игры — Nomic и 1000 Blank White Cards. В последней участники меняют правила карточной игры непосредственно по ходу.
Однако применение wiki-игр существенно шире, чем просто развлечение в компании друзей. В частности, из самого их определения следует, что они хорошо моделируют общественные, политические и экономические процессы. В частности, к wiki-играм с определенной натяжкой можно отнести Стэндфордский тюремный эксперимент. Его результаты в определенном смысле легитимизируют использование wiki-игр для моделирования реальных процессов. Эксперимент показал, что в модельной ситуации неформальные правила, устанавливаемые участниками, ничуть не отличались от тех, что действуют в реальной пенитенциарной системе. Это позволяет надеяться на то, что в качестве своеобразных бизнес-тренингов wiki-игры тоже помогут лучше понимать суть соответствующих процессов.
Не только игры
Wiki-принцип может помочь организовать бизнес-процесс не только в плане моделирования каких-то ситуаций. Существуют также множественные механизмы использования wiki в рабочих группах в качестве методики документирования всех этапов работы. В принципе, говоря о документации, wiki-идеи выдвигал еще Фредерик Брукс в своем бестселлере «Мифический человеко-месяц». Несмотря на то, что в книге шла речь о высокотехнологичном бизнесе, в то время вся документация велась на бумаге и, по словам автора книги, к концу работы над проектом документация становилась в прямом смысле этого слова неподъемной. Помимо этой трудности, требовались гигантские затраты на синхронизацию версий документации, находившихся у всех работников. Сейчас же есть готовые решения, позволяющие организовать этот процесс, и компаниям остается выработать только единый wiki-стандарт для своих нужд.
Так или иначе, wiki-идея из разряда развлекательных уверенно переходит в разряд сугубо практически полезных. Связано это, скорее всего, с тем, что она очень чутко отражает суть процессов в реальном мире: изменения, вносимые одним человеком, влияют на всех, причем чем больше времени прошло с момента внесения изменений, тем сильнее ощущается влияние. Иными словами, эффект бабочки — это такой же wiki-эффект, как и многие другие, возникающие в жизни человека и общества. Возможно, поэтому следует ожидать бума wiki-решений в ближайшем будущем: в конце концов, во многих компаниях сотрудников обязали вести корпоративные блоги —так почему бы не добавить к ним корпоративные wiki?
- 13.10.2008 в 15:21
- 7 голосов
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!