Александр Лысковский, Alawar Entertainment: «Сокращать издержки за счет отказа от лицензионного программного обеспечения – все равно что не есть»
Про особенности этого роста, его характер, а также корректировки, которые может внести набирающий обороты кризис, рассказал Telnews председатель правления ассоциации ISDEF генеральный директор Alawar Entertainment Александр Лысковский.
- С чем вы связываете рост продаж лицензионного ПО — с ростом благосостояния, ростом правосознания или с успехами правоохранительных органов?
- Рост продаж лицензионного ПО – это процесс системный, связанный как с развитием рынка программного обеспечения, так и с развитием всего общества.
- Природа роста продаж в частном и корпоративном секторе одинакова? От какого сектора следует ждать большей скорости роста?
- Если говорить о частном секторе, то с каждым годом количество компьютеров в стране увеличивается на 10-20%, люди становятся более грамотными и уверенными пользователями и начинают разбираться в том, что они устанавливают на компьютер. Это ведет к повышению уровня продаж качественных лицензионных программ и сокращению доли пиратства на 3-7% в год.
Корпоративный сектор, на который приходится около 65% продаж лицензионного ПО, оперирует, в основном, с закупками крупного программного обеспечения для безопасности, бухгалтерского учета, организации документооброта и т.д. Для них покупка лицензионного софта – единственное решение, потому что в такие программы вкладывается работа сотен людей и миллионы долларов. Также активный рост корпоративного и государственного секторов подогревался предполагаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию, которое подразумевало борьбу с пиратством и массовым внедрением лицензионного ПО. Однако в последнее время некоторые политические обстоятельства изменились, стремление нашей страны вступить в ВТО поугасло и внимания государства к этой теме тоже поубавилось, поэтому сейчас рост рынка происходит в основном за счет частных пользователей.
- Как рост рынка сказывается непосредственно на производителях программного обеспечения? Какая часть денег досталась им, а какая — осела у посредников?
- За прошедший год объем продаж российского рынка тиражного ПО вырос примерно на 35% с 3,7 до 5 миллиардов долларов, из которых $3,5 млрд. достанутся производителям ПО, поэтому, на мой взгляд, ситуация очень оптимистичная.
- Какие компании росли быстрее: российские или зарубежные, крупные или средние?
- В минувшем году сразу несколько российских компаний-производителей тиражного ПО, таких как «Лаборатория Касперского», ABBYY, Paragon, сумели серьезно выступить на Западе. Это стало продолжением российской экспансии на мировой рынок. Благодаря этим успехам крупные компании росли быстрее.
- Приведет ли финансовый кризис к замедлению роста продаж? Какой рост ожидается на будущий год?
- Финансовый кризис, конечно, окажет влияние и на сферу IT, особенно на корпоративный сегмент. Уже сейчас можно услышать жалобы от системных администраторов, что из-за изменения валютных курсов их работодатели отказываются от приобретения лицензионного ПО. Надеемся, что ситуация изменится к декабрю, на который традиционно приходится пик продаж лицензионного ПО. В целом, у нас налицо значительная тенденция в сторону увеличения рынка, некоторые секторы индустрии выросли в прошлом году в 5-6 раз, поэтому мы прогнозируем, что рост продаж составит порядка 40%.
- По какому сектору рынка ПО кризис ударит в первую очередь? От каких программ люди начнут отказываться, сокращая издержки?
- Сокращать издержки за счет отказа от лицензионного программного обеспечения – все равно, что не есть, чтобы сэкономить деньги. Качественные продукты стоят денег, и весь вопрос в том, хотите вы быть здоровыми и довольными, или питаться чем Бог пошлет. Хотя альтернативы, конечно, есть – можно воспользоваться бесплатными аналогами коммерческих программ, которых существует великое множество: файерволы, архиваторы, офисные приложения и так далее, практически на любой вкус. Но лицензионное ПО все равно будет иметь ряд преимуществ, которые значительно облегчают жизнь пользователям и дают уверенность в стабильной работе программы. Корпоративные клиенты, в которых закупки идут централизованно и массово, возможно, снизят свои требования к обязательному лицензированию всех программ на предприятии, однако серьезные компании понимают, что цена лицензионного ПО гораздо меньше той, что придется заплатить в случае сбоев или потери информации от использования пиратских версий.
- Прогнозируете ли вы изменение структуры российского рынка ПО и долей разных производителей в нем? Какой будет структура рынка в 2009 году?
- По нашей оценке, на сегодняшний момент примерно 30-40% всего российского рынка тиражного ПО приходится на продажи продуктов компании Microsoft, а если прибавить сюда других монстров мировой индустрии программного обеспечения, которые продают свои программные продукты в России, то очевидно, что та ситуация вряд ли поменяется кардинально. Гегемония западных гигантов на отечественном рынке связана, в первую очередь, с отсутствием достойной альтернативы их продукции в корпоративном секторе: второго SAP уже никто не создаст, либо его создание будет требовать больших вложений. Однако, на последней конференции ISDEF было отмечено, что в скором времени государство перенесет акценты государственной политики на работу с отечественными разработчиками ПО и в этой связи возможны некоторые изменения в структуре рынка. Потребности растущего сегмента программного обеспечения для частных лиц будут покрываться российскими компаниями-разработчиками, которые на этом фоне тоже немного нарастят свою долю.
- Если говорить о конкретных цифрах, то сколько в будущем году заработают российские компании, а сколько — зарубежные? Какова динамика этого отношения?
- Специально для конференции ISDEF’08 мы подготовили исследование, в котором впервые приведены цифры, показывающие оборот этого сектора IT индустрии. Согласно этим данным, оборот российского рынка тиражного ПО в 2007 году составил $3,7 млрд., из которых $1,7 млрд. – продажи российских производителей ПО в мире. В 2008, по нашим прогнозам, он достигнет показателей $5 млрд. и $3,5 млрд. соответственно. В будущем году, вследствие финансового кризиса, рост рынка немного притормозится, но не прекратится, и в 2009 годы мы планируем, что его объем еще подрастет и достигнет $7 млрд., из которых более $5 млрд. заработают российские компании.
- 07.10.2008 в 13:09
- 8 голосов
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!