Литературные премии Рунета глазами участников

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор:
Тематика: книгипремиясетература
Литературные премии Рунета глазами участников Вряд ли спор о существовании «сетературы» и ее отличиях от обычной литературы завершится в скором времени. Но уже сейчас, наблюдая за разными авторами, мы видим, что публикации в Сети и признание в онлайне обычно являются лишь первой ступенью на пути к офлайновым журналам и издательствам. Хорошим способом «ворваться» в большую литературу после «сетературы» являются премии. Мы попытаемся посмотреть на них в точки зрения авторов.

Современная российская литература знает немало историй, когда автор начинал свою карьеру в онлайне. Чего стоит хотя бы автор бестселлера «Духless» Сергей Минаев – он долгое время публиковал записи у себя в блоге. В своем интервью он отмечает: «Для меня важно было сохранить разговорность, то условие, при котором ты можешь что-то рассказать и своему другу, живущему в хрущевке, и олигарху-лайт, и им будет одинаково интересно. Ну и, конечно, это последствие «правила одного окна» - интернет-школа. В Сети у тебя есть один, максимум два экрана текста, и ты должен удержать читателя. Если будешь растекаться на 18 страниц, тебя просто никто читать не будет. Если бы я был отягощен литобразованием, я бы писал эти никому не нужные талмуды, как Дима Быков. Проблема современных писателей вообще в том, что, как ни парадоксально, их писания с жизнью ничего общего не имеют. Мне же, наоборот, кажется, что очень важно описать, как зубочистка в лимон втыкается или как выглядит мобильный телефон. Поэтому кроме Пелевина и Сорокина я никого читать толком и не могу».

Тиражи книг Сергея Минаева теперь велики, но из онлайна в офлайн он перебирался своим, особым путем. Многие другие авторы предпочитают пойти по более известному пути - принимать участие в литературных конкурсах. Как говорит писатель Владимир Лорченков, «чем больше существует премий, тем выше вероятность у автора засветиться. А главное - именно это, а не денежное вознаграждение».

Владимир Лорченков родился и живет в городе Кишиневе (Молдова). Во время работы в «Комсомольской правде» у него появилась своя страничка, куда он время от времени выкладывал тексты. На сайте было некоторое количество постоянных читателей, его тексты отмечали в премии сетевого журнала «Русский переплет», но совершенно другой уровень открылся для Владимира после победы в конкурсе «Дебют». Тогда его напечатали в коллективном сборнике победителей «Дебюта», а затем вышла и отдельная книга повестей «Усадьба сумасшедших».

На днях Владимир Лорченков получил «серебро» «Русской премии» за сборник рассказов «Любовь-это… или сердечная азбука». По его словам, чисто сетевой конкурс – это не очень значительная вещь, в них нужно участвовать, но это всего лишь этап к офлайновым конкурсам. Да и вообще никакой «сетературы» он не признает: «Разделения литературы не существует. Что такое так называемая «сетература»? Литература, которая печатается не на привычном носителе (книга), а в Интернете. Книга, написанная в тетради, не перестает быть книгой. Соответственно, я – обычный литератор (других не бывает). Интернет – всего лишь  место, где можно вывесить книгу. Носитель. Место хранения».

Иное мнение у писателя Дмитрия Новикова. Он признает существование сетевой литературы, но тоже говорит о том, что это лишь ступень на пути к покорению офлайна:  «Я сам начинал в «сетературе». И как плацдарм, как возможность первый раз громко и испуганно заявить о себе, этот инструмент очень хорош. Другой вопрос, что, напитавшись кровью сетевого сообщества, незачем останавливаться – нужно карабкаться и на бумажные вершины. Они круче и сложнее, знаю по себе. Но разделять ничего не нужно. Гораздо лучше, когда получается какое-нибудь совместное чудесное дело – «Журнальный зал», например. Правда, получилось так, что в современной сетевой литературе удалось встретить меньше замечательных писателей – пожалуй, лишь Дмитрия Горчева могу назвать без всяких скидок. В офлайновой их собралось побольше – Захар Прилепин, Роман Сенчин, Илья Кочергин, Ирина Мамаева, Денис Гуцко, Герман Садуллаев».

Дмитрий Новиков родом из Петрозаводска, там и живет. Свои тексты публиковал на своей страничке. Большой неожиданностью для него стала награда в номинации «За новаторское развитие отечественных культурных традиций» новой Пушкинской премии. Об этом ему лично сообщил известный литературовед Андрей Битов, руководитель конкурса. Наиболее известные произведения Дмитрия Новикова - «Танго карельского перешейка», «Муха в янтаре», «Вожделение».

Большое значение автор придает не столько престижу конкурса, сколько людям: «Организация литературной премии процесс, как мне кажется, сложный и благородный. Последнее – главное. Для меня литературная премия прежде всего ассоциируется с личностями – кураторами, членами жюри, спонсорами. Многое сразу становится понятно. Если судьбу новой Пушкинской премии решает Андрей Георгиевич Битов – у меня нет никаких сомнений. Если Букера курирует Игорь Олегович Шайтанов – тоже все вопросы отпадают. Интересная и мощная по составу жюри была премия «Соколофф-приз», к сожалению, рано почившая. «Национальный бестселлер» - как-то не в моем вкусе, да и «наилучший продажник» - не самое удачное название и направление премиальной деятельности. «Дебют» - чудесно по замыслу, особенно для поэтов, двадцатипятилетний прозаик же представляется существом замысловатым».

Владимир Лорченков считает, что победа в конкурсах помогает общаться с издателями. «У меня в этом году в издательстве «Форум» выходит книга «Я, Дракула и остальные». Не уверен, что если бы я не отправлял тексты как лауреат «Дебюта», на них бы обратили внимание. Издателей тоже нужно понять: они получают огромное количество текстов», - говорит он.

Дмитрий Новиков, напротив, уверен, что ему и так достаточно просто с общаться издателями: «Их желания просты и неприкрыты, мои цели не всегда совпадают с ними. Мне нравится быть независимым». Впрочем, он не считает участие в конкурсах бесполезным: «Получение Пушкинской премии укрепило уверенность в том, что путь, которым иду – правильный. Пусть прозвучит пафосно, но творческая свобода, тяжесть отыскания истины, непродажность вдохновения, происхождение стиля – понятия строгие. В одиночку нести их нелегко».

Где бы ни начинал публиковаться автор – в Интернете или в журналах, участвовать в литературных премиях и конкурсах для него совершенно несложно, уверен Владимир Лорченков: «Если ты писатель, то все равно будешь писать. А если тебе за это еще что-то дают, так это же прекрасно. Можно представить, что тебе дали премию за то, что дышишь. Разве плохо? А писатель не может не писать, как остальные не могут не дышать».


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100