Анна Артамонова: «Почему мы должны ориентироваться на Google?»

Опубликовано: 15.01.2007, 16:36 Автор:
Тематика: Resource id #16
Анна Артамонова: «Почему мы должны ориентироваться на Google?» В этом году портал Mail.Ru, в основном, рос «вширь» - появлялись новые коммуникационные сервисы, игры и забавы для пользователей. Таким образом, компания продолжает двигаться по однажды обозначенному пути – расширение пользовательской аудитории, коммуникация, развлечения и социальные сервисы.

В летние месяцы вышло несколько версий интернет-пейджера Mail.Ru Agent, который, наконец, «заговорил» посредством VoIP. В августе был запущен проект «Ответы@Mail.Ru», напоминающий Yahoo Answers. Периодически компания сообщает об успехах собственного сервиса блогов, который, если верить статистике, по количеству пользователей обошел даже «Живой Журнал». Куда движется Национальная почтовая служба, за это время успевшая превратиться в довольно «пухлый» портал? О стратегии и отдельных сервисах Mail.Ru в интервью TelNews рассказала Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга.

- Насколько Mail.Ru остается верен некогда высказанной идее «закольцевать» всех пользователей Рунета в рамках одного портала?

На все 100%. С тех пор, как мы высказали эту идею вслух на КИБе, количество сервисов на нашем портале увеличилось – появились «Видео», (http://otvet.mail.ru) «Ответы», «Игры». Теперь пользователю совсем не за чем уходить с Mail.Ru. Согласитесь, это же действительно удобно – использовать один логин/пароль для почтового ящика, блога, фото- и видеоальбома и еще множества сервисов. Не менее удобно переходить с одного сервиса на другой одним кликом мыши.

- Давайте поговорим об отдельных сервисах портала. Создается впечатление, что в последнее время компания подзабыла о своем самом главном сервисе, с которого, собственно, и начался Mail.Ru. В течение этого года пользователи периодически жаловались на серьезные проблемы с почтой, это выросло даже в несколько скандальных публикаций в СМИ, поскольку письма попросту исчезали, а почтовые ящики - удалялись. Конечно, сервис бесплатный, но все же... Не боитесь, что пользователи попросту уйдут? Ведь вокруг полно альтернатив.

Вы знаете, технические сбои неизбежны в работе такой большой системы, как наша. Но, могу точно сказать, никаких критических сбоев и больших потерь у нас не было уже несколько лет, более того, даже при том сбое, который случился недавно, нам удалось восстановить почти всю информацию в пользовательских ящиках. К слову сказать, сервисы конкурентов сбоят уж точно не меньше нашего, так что большой вопрос – куда уходить. Идеальных систем и вечных двигателей не бывает. Mail.Ru, по крайней мере, - это нечто надежное и проверенное, мы завтра не исчезнем, как это могут сделать какие-то «альтернативные» сервисы.

Что касается публикаций, мне кажется, что это во многом одно из следствий нашей популярности – сайт «васяпупкин.ру» может лежать три дня, никто и не заметит. А стоит Mail.Ru «тормозить» в течение пяти минут, это сразу доставляет дискомфорт десяткам тысяч людей.


- Недавно Блогам@Mail.ru исполнился год. Понятно, что эта информация сопровождалась красивыми цифрами о числе пользователей и т.п. Однако есть любопытное обстоятельство: при регистрации в почте блог создается для каждого пользователя, вне зависимости от его желания. Вероятно, эти цифры и обеспечивают красивую статистику. Вы считаете такую методику подсчета числа блоггеров корректной?

Несмотря на то, что блог заводится автоматически при создании ящика, неиспользуемые дневники не учитываются при подсчете статистики по проекту Блоги@Mail.Ru. То, что мы получаем «красивые» данные, приравнивая количество почтовых ящиков к количеству блогов, – неизвестно кем распространенная интернет-байка. Вернее, я даже могу предположить, откуда растут «уши», так как впервые я прочитала эту «новость» на домашней страничке некоего Алекса Экслера. Меня достаточно сильно удивила такая уверенная трактовка наших данных человеком, который не имеет к нам никакого отношения. 

Но, тем не менее, уточню для всех сразу - при подсчете аудитории Блогов@Mail.ru мы учитываем пользователей, начавших вести дневник, и/или писать комментарии, и/или участвовать в сообществах и т. п.

И количество используемых дневников на Блогах@Mail.Ru действительно в два раза больше количества дневников в русской части LiveJournal, 815 тысяч блоггеров против 390 тысяч пользователей ЖЖ, по данным на 2 декабря.

К слову сказать, «живых» почтовых пользователей у нас на текущий момент около 25 миллионов, что называется «почувствуйте разницу».


- Вообще, каково соотношение между владельцами почтовых ящиков на Mail.ru и активными пользователями коммуникационных сервисов портала, вроде «Блогов» и «Ответов»? Если отбросить «мертвые души», для которых блоги были созданы автоматически....

Общее количество почтовых ящиков, зарегистрированных на Mail.Ru, перевалило за 50 миллионов. За последние 3 месяца из них примерно в половину (более 25 миллионов) осуществлялся вход при помощи веб-интерфейса  или почтовой программы, эти аккаунты мы считаем действующими.

Количество участников проекта Ответы@Mail.Ru – чуть больше 2 миллионов (один из 12 владельцев почтового ящика на Mail.Ru пользуется проектом «Ответы»), блоггеров – более 815 тысяч (один из 30 пользователей портала ведет дневник на Блогах@Mail.Ru), причем тут не считаются те, кто просто ходит читать - с читателями цифра возрастает до 2 млн. человек в месяц. На самом деле, самые популярные сервисы помимо почты – это «Знакомства», «Фото» и «Поиск».


- Чем привлекателен для блоггеров Mail.Ru? Почему есть смысл завести блог именно на этом портале, а скажем, не в ЖЖ или li.ru?

Возможно, мы больше заботимся об удобстве пользователей: проект Блоги@Mail.Ru разрабатывался с учетом ошибок и неудобств уже существовавших на тот момент блог-хостингов. Кроме того, у нас есть своего рода фора - интеграция с другими проектами позволяет широко использовать их функционал.

К примеру, вставить в Блог@Mail.Ru фотографию, размещенную на Фото@Mail.Ru или видеоклип, находящийся на Видео@Mail.Ru, на порядок проще, чем, вставить фото с Photofile.ru в пост на LiveJournal.com. О пришедшем комментарии сообщит Mail.Ru Агент, а заглянуть в фотоальбом собеседника можно прямо из блога.

Помимо этого, роль играют устоявшиеся привязанности - когда у пользователя уже есть почтовый ящик на Mail.Ru, фотоальбом там же, а еще он, к примеру, периодически заходит на Авто@Mail.Ru, довольно логично завести блог на уже завоевавшем доверие портале.


- В Блогах@Mail.Ru можно обнаружить немалое количество «звездных» блогов, которые ведут звезды отечественной поп-музыки. Как получилось так, что российская «попса» подалась в Блоги@Mail.Ru? Почему такое количество блогов именно поп-исполнителей? Это рекламная акция, рассчитанная на определенную аудиторию?

Я бы не стала так уверенно утверждать, что мы агрегируем попсу на «Звездных блогах». Саксофонистка, группа исполнителей сальсы, французская писательница и журналистка русского происхождения, диджей радио NEXT, «который категорически не любит поп-сцену», героиня программы "Суперняня",  группы «Тайм-аут», «Манго-Манго», «UMA2RMAN» - «попсовиков» на Блогах@Mail.Ru не больше четверти. Мы не приглашаем на проект представителей только одного жанра, а стараемся угодить аудитории с разными интересами и музыкальными вкусами.

К тому же, сейчас к нам уже сами обращаются звезды разной величины, музыкальные коллективы, продюсерские центры, звукозаписывающие компании, поэтому раздел формируется фактически уже помимо нашей воли и совсем вне зависимости от наших личных вкусовых пристрастий или какой-то очень хитрой стратегии.


- Действительно ли эти блоги ведут сами «звезды»? Есть ли в «Блогах» дневники каких-нибудь «непопсовых» исполнителей?

Блоги действительно ведут сами звезды. В некоторых случаях они пользуются чьей-то помощью. Например, Дидье Маруани, один из пионеров электронной музыки, пишет по-английски, затем его записи в блог переводит и публикует его русскоязычный друг.

По поводу «непопсовых» я уже ответила. Эстетам рекомендую блог «Манго-Манго» и Никитаевой, а также писательницы Кати Сергеевой и замечательного «Квартета И»…в общем-то вы бы и сами могли зайти посмотреть.


- В каком состоянии находится проект Деньги@Mail.Ru? Такое впечатление, что проект, с помпой запущенный некоторое время назад, сейчас просто умирает без всякой промо-поддержки. Платежная система больше не интересует Mail.Ru?

Проект Деньги@Mail.Ru нужен нам для целостности портала, однако, он не является для нас самым стратегическим и приоритетным. Сейчас наша основная задача – разработка коммуникационной ниши, но, я надеюсь, скоро, дойдут руки и до «Денег».


- Какие планы по развитию «Агента»? Весной-летом отмечался какой-то всплеск активности, появление возможностей VoIP. Теперь же «Агент» активно используют спамеры. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Мы проявили активность – на этой неделе вышла новая версия Mail.Ru Agent 4.7. По нашему мнению, которое, кстати, уже подтвердилось фидбеком от пользователей, это «бомба». Там можно наконец-то перекрасить интерфейс в любой цвет, плюс она позволяет посылать смешные тематические мультики, анимированные смайлы, «будить» собеседника, заставляя трястись окно сообщений. Ну и так далее, словом, визуальный кайф.

Что касается спама в «Агенте», тут вы правы, он появился. Хоть это и является тоже косвенным признаком популярности, нас это не очень радует. В ближайшее время собираемся предпринимать активные действия в этом направлении.


- Google на прошлой неделе закрыл свой сервис вопросов-ответов. Mai.Ru, похоже, по-прежнему уверен в успехе социального поиска. Насколько долгая жизнь уготована «Ответам»? Вполне возможно, пользователи просто удовлетворят свое первое любопытство, а затем их активность резко пойдет на спад?

За три месяца проект собрал 2 миллиона пользователей, наиболее активные из которых дали порядка 2 тысяч ответов, и покидать проект они совершенно не собираются. Внутренние опросы говорят, что пользователи настроены к «Ответам» весьма благожелательно: для одного это способ почувствовать свою полезность, для другого – отдых от работы, третий удовлетворяет на «Ответах» свою любопытство. Одному пользователю проект даже помог бросить курить.

Пока активность пользователей стабильно растет, ну а мы стараемся перевести эту активность в осмысленное русло, довольно успешно.

Вообще, тот факт, что Google закрыл подобный проект, свидетельствует всего лишь о том, что они признали свое поражение на этом поле, а не о том, что это направление бесперспективно. У компании Google очень хороший PR, такой хороший, что пресса и профессиональное сообщество иногда не замечают очевидных вещей. А ведь помимо поиска, ну и может быть карт, Google не удалось создать ни одного лидирующего сервиса в других областях. Что касается, коммуникационных сервисов, то тут они, мягко говоря, даже не вторые и не третьи. Почему же мы должны ориентироваться на них?


- Что касается содержания, то по многим вопросам на «социальном поисковике» от Mail.Ru царит настоящий хаос, а найти получить сколько-нибудь ценную информацию часто невозможно, даже если был задан вполне осмысленный вопрос. Как вы намерены «держать пользователей в узде», чтобы «Ответы» оставались действительно информативными?

Мы боремся за качество контента «Ответов», и, надо заметить, оно действительно растет. Как я уже сказала, расширяется штат модераторов. Помимо собственно модерации, на проекте появились нововведения, позволяющие значительно снизить процент неинтересных вопросов и бессмысленных «спамерских» ответов. В частности, была изменена система начисления баллов участникам проекта. Количество начисленных за ответ баллов теперь зависит от  «КПД» (соотношение лучших ответов к общему количеству ответов) пользователя. Пользователям с самым низким КПД баллы не начисляются до тех пор, пока их ответы не станут более информативными и осмысленными. Кроме того, была внедрена система оценки не только ответов, но и вопросов. Ценность задаваемых вопросов также будет влиять на определение КПД участника проекта.
В ближайшее время мы планируем ввести пользовательскую модерацию. Модераторами «Ответов@Mail.Ru» смогут стать только пользователи с высоким рейтингом и КПД, хорошо зарекомендовавшие себя на проекте.

Несколько дней назад в каждом разделе проекта появился встроенный чаттербокс – специальное окошко чата, где пользователи, которые уже образовали настоящее коммьюнити вокруг проекта, могут общаться на любые темы, не захламляя вопросы и ответы. По свидетельству модераторов – этот ход очень сильно помог. Также начинает появляться система приглашенных экспертов, но об этом мы будем рассказывать чуть позже. В общем, проект живет и активно развивается, и мы верим в его большое будущее.

Кстати, что касается, «мусора» в ответах, мне почему-то кажется, что при запросах к обычному поисковику его больше на два порядка, просто все уже привыкли.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100