Возможно ли управлять Интернетом?
Выражение «управлять Интернетом» для нас звучит странновато, так как все давно уже привыкли, что Интернетом никто управлять не может. Всемирная паутина – это такое информационное пространство, где все могут размещать и находить информацию любого рода и в любом формате (текст, аудио, видео), развлекаться, создавать бизнес, в том числе электронный. А главное, аудитория Интернета – это весь мир.
Впрочем, власти так не считают. При помощи административных и финансовых рычагов чиновники давно контролируют печатные СМИ, ТВ и радио. Однако, финансовый порог входа в пространство Интернета минимален, а сами информационные материалы потенциально доступны каждому. При этом число различных проектов, каждый из которых де-факто можно называть средством массовой информации, весьма велико – контролировать всех стандартными методами очень непросто. Но похоже, что власти сейчас предпринимают первые шаги, чтобы сделать информационную составляющую Интернета (в данном случае, Рунета) более управляемой.
Означает ли это, что если государственные власти начинают говорить об «управлении Интернетом», то вся информационная свобода будет уничтожена, и мы окажемся под бдительным оком строгих хранителей правопорядка? Давайте постараемся разобраться, как можно управлять Интернетом.
Перед тем как говорить об управлении, необходимо определиться, чем собственно будут управлять, т.е. что такое инфраструктура Интернета? Региональный сетевой информационный центр дает следующее определение: «Инфраструктура Интернета – это такие ресурсы, которые обеспечивают обмен информацией между сетями и компьютерами, а также идентификацию информационных сервисов Интернета: это адреса, номера, доменные имена и стандарты». Таким образом, под управлением мы подразумеваем функции управления, а не контроль или цензуру за данными, появляющимися в Интернете. Напомним, МВД хочет запретить анонимную регистрацию сайтов и получить полномочия закрывать сомнительные ресурсы.
Управление идентификацией информационных сервисов Интернета – вопрос актуальный, который обсуждается не только в России, но и мировым сообществом. С 2001 года этим занимается Рабочая группа по управлению Интернетом (WGIG), созданная в рамках Всемирного саммита по информационному обществу ООН. В работе этой международной группы активно участвует Россия. Данная Рабочая группа уже опубликовала ряд рекомендаций и сценариев развития системы Интернета, кроме того США в июне 2005 года также опубликовали свои принципы развития инфраструктуры Интернета. Таким образом, становится очевидно, что Россия, провозглашая развитие информационных ресурсов стратегической целью и основой для роста национальной экономики, не хочет отставать от мировых тенденций.
С экономической точки зрения, инфраструктуру Интернета в России в целом можно назвать сформированной. К тому же рынок доменных имен в Интернете показывает удивительно бурный рост и тенденции к его стагнации пока не наблюдается. Основным показателем роста рынка является число зарегистрированных новых доменов: на начало ноября 2006 года по данным Ru-Center в зоне .Ru зарегистрировано более 660 тыс. доменов. При этом суточный прирост новых доменных имен составляет 0,14% или более 900 новых доменов. Рост Рунета за 10 месяцев 2006 года составил 47%, а бурный рост регистрации новых доменных имен наблюдался и в 2005 году. За прошлый год этот показатель вырос на 44%, что составляет 277 тыс. новых доменных имен: на конец 2005 года было зарегистрировано более 446 тыс. доменных имен. Таким образом, по оценкам ФИНАМа, рынок доменных имен только в зоне .Ru к концу 2006 года составит около $12 млн. А еще есть зона .Su, регистрация доменных имен в зонах .Net, .Com, .Org и т.д.
Одним словом, рынок Интернета является очень перспективным, а главное – его рост в 2 раза выше роста рынка информационных технологий в целом, который, по официальным данным, в 2005 году вырос по сравнению с 2004 годом на 20,2%.
Выход нового закона, управляющего идентификацией информационных сервисов Интернета, безусловно, скажется на темпах прироста новых доменных имен. Усложнение процедуры регистрации может снизить абсолютное количество зарегистрированных новых доменных имен на 15-20%, которые плавно перетекут в страны СНГ или на международные домены. Таким образом, на первом этапе попытки контролировать Рунет удастся обойти.
Но темпы роста российской зоны .Ru все равно останутся высокими по сравнению с другими сегментами рынка информационных технологий в России, а также в сравнении с другими странами. Вероятно, будут предприниматься новые попытки управлять этой сферой. Понятно, что наиболее значимые проекты будут контролировать напрямую. Характерный пример: покупка Газеты.Ру Алишером Усмановым, а также заявления «Газпрома» о намерении усилить влияние своего медиахолдинга в Интернете. Однако, государству важно иметь возможность влиять и на более мелкие издания. Вероятно, уже в ближайшее время мы увидим новые инициативы в этой области – выборы приближаются.
Элина Караева, директор Центра исследований и анализа инвестиционных проектов в сфере высоких технологий ИК «ФИНАМ»
- 15.01.2007 в 16:36
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!