Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Алексей Ильин о будущем Webby и социальных сетях
«Паутина профессиональных знакомств», она же социальная сеть Webby, была запущена компанией HeadHunter в январе прошлого года. В сентябре того же года она избавилась от приставки «beta» - неизменного атрибута стартапов «эпохи web 2.0» - и стала по праву считаться одним из наиболее успешных «первенцев» бума социальных сетей.
- Алексей, расскажите немного о появлении Webby. Что подтолкнуло HeadHunter к созданию собственной профессиональной социальной сети?
- Webby задумывалась как новый сервис для наших клиентов и пользователей, который позволит им решать больше задач, связанных с карьерой и профессиональным ростом. Исследование рынка труда, выбор жизненного пути, получение и демонстрация навыков, возможность общения с потенциальными работодателями и экспертами - все это необходимо для успешного построения карьеры, и Webby создавалась как часть стратегии HeadHunter по созданию удобной связки профессиональных сервисов. Лишь часть - потому что HeadHunter в ближайшее время предложит пользователем и другие интересные проекты для решения вышеперечисленных задач. В частности, в июне-июле мы выпустим новый профессиональный коммуникационный сервис.
- На какие западные сервисы вы ориентировались при создании Webby? Насколько впоследствии это оказалось оправданным?
- Среди профессиональных социальных сервисов на Западе лидирует, безусловно, LinkedIn (хотя есть и другие успешные проекты, в т.ч. Xing). Мы, как и другие российские проекты, анализировали преимущества и недостатки подхода LinkedIn к созданию социальной сети, и пришли к выводу, что на российском рынке модель LinkedIn требует изменений. Развивая Webby сейчас, мы пытаемся создать эффективную площадку для поиска контрактной работы, фриланс-услуг и консультантов, ориентированную на российский рынок.
- Как протекало развитие сервиса в течение почти полутора лет его существования? Удалось ли Вам достичь поставленных при запуске задач?
- На протяжении первого этапа развития сервиса мы исследовали рынок, обращали внимание на поведение пользователей и его потребности. В результате этого Webby претерпела несколько концептуальных изменений. Сейчас наиболее перспективным направлением ее развития мы считаем поиск и предложение контрактной работы, услуг, клиентов и заказчиков, и мы надеемся, что сможем в ближайшие месяцы значительно повысить привлекательность Webby как площадки для поиска контрактной работы и фриланс-услуг.
- Можете ли Вы описать типичного активного участника Webby? Менялся ли этот портрет за последний год существования сервиса?
- Самые активные участники Webby сегодня - это молодые профессионалы (чаще женщины, чем мужчины), расширяющие сеть бизнес-контактов или находящиеся в поиске исполнителей для контрактной работы, необходимой им или компании, в которой они работают. Аудитория Webby состоит из нескольких сегментов: контрактные работники (самые разные пользователи), заказчики и клиенты (обычно молодые и интернет-активные представители крупных компаний, работающие в больших городах).
- Удается ли HeadHunter окупать затраты на содержание Webby?
- Сейчас мы намеренно не размещаем на сайте рекламу и не предлагаем платных услуг, чтобы позволить каждому пользователю оценить все достоинства сети. Мы планируем постоянно расширять возможности Webby и получать прямую и косвенную прибыль от наших дополнительных сервисов в виде лояльных пользователей и клиентов, повышения качества базы данных резюме, а также дохода с рекламы и платных услуг (в будущем).
- В целом, насколько, на Ваш взгляд, эффективно размещение рекламы в социальных сетях? В каком направлении она будет развиваться в будущем?
- Многие социальные сервисы являются отличными площадками для рекламодателей, но их возможности не всегда используются. Всем уже очевидно, что наиболее эффективной реклама на таких проектах становится, если она нацелена на аудиторию сервиса или на конкретного пользователя, но эксперименты с рекламными моделями продолжаются, и социальные сервисы разной направленности все еще находятся в поиске своих идеальных моделей, привлекательных для рекламодателей и аудитории. В этом плане невозможно стричь все проекты под одну гребенку - ориентироваться следует на аудиторию сервиса, его цель и задачи, решаемые пользователями.
- Как Вы оцениваете уровень интереса пользователей к социальным сетям?
- Интерес пользователей к социальной сети напрямую связан с пользой, которой участники смогут извлечь из участия в ней. Сама по себе социальность или функционал не так важен: главное - наличие общей цели и базы пользователей (это показал пример "Одноклассников"), а также площадки для общения. "Пустая" сеть уже неинтересна пользователю: он хочет сразу понимать, чем проект может быть ему интересен.
- Как Вы оцениваете перспективы роста рынка социальных сетей? Каким Вам видится будущее профессиональных сообществ?
- Рынок социальных сетей уже пережил этап взрывного роста, и пользователя трудно удивить привычными возможностями. В дальнейшем будет происходить его структуризация, осмысление первых результатов и выработка стратегий в соответствии с изменившейся ситуацией в Интернете. Потенциал роста у рынка, безусловно, есть, но для его реализации потребуется серьезная работа и понимание новых принципов жизни и развития в Сети. Профессиональные сообщества - важная составляющая деловой жизни современного пользователя Интернета, участие в них позволяет ему оставаться в курсе ситуации на рынке и новостей, связанных с его профессиональной деятельностью. Мы видим огромные перспективы по развитию профессиональных сообществ в сети Интернет и готовим к выходу проект, непосредственно связанный с деловым общением и созданием подобных сообществ.
- Когда, по-вашему, закончится бум социальных сетей и закончится ли он вообще?
- Период взрывного развития заканчивается, теперь социальные сети становятся привычными пользователям. Без них трудно представить Интернет, и они будут развиваться в связке с новыми технологиями: видео, интеллектуальными системами подбора контента, поиском нового поколения.
- Можно ли как-то оценить российский рынок социальных сетей в деньгах?
- Потенциал рынка оценить сложно: далеко не всю ценность социальных проектов можно оценить деньгами. Пресловутая "монетизация" в самом разгаре, и новые бизнес-модели возникают день ото дня.
- Есть ли, на Ваш взгляд, в Рунете уже выраженные лидеры среди социальных сетей? Будут ли заметные проекты и дальше поглощаться крупными игроками, как это было, например, с "Мой Круг"?
- Рынок социальных сетей в Рунете изменчив. На смену бывшим лидерам-"первопроходцам" (например, "Мой Круг") пришли новые игроки (например, "В контакте"). Для борьбы за пользователя сегодня уже недостаточно быть "социальной сетью": пользователи наигрались с этой возможностью и выбирают только те сервисы, где можно решить какую-то задачу. Трудно сказать, какие проекты станут успешными: успех зависит от креативности разработчиков и маркетологов.
- С чем, на Ваш взгляд, связана активизация большой "тройки" в плане социальных сервисов в последнее время? "Яндекс" приобрел "Мой Круг" и запустил Я.ру, Mail.ru пытается что-то делать с my.mail.ru.
- Крупные порталы давно предлагают пользователям различные сервисы для коммуникации. Новый проект Mail.ru в этом плане - лишь объединитель этих сервисов. Проект "Яндекса" можно рассматривать как воплощение опыта и идей, накопившихся в компании за время работы над социальными поисковиками. Очевидно, самыми привлекательными центрами коммуникации являются проекты с широкой аудиторией, и крупные сервисы делают ставку на накопление или приобретение аудитории.
- 00.00.0000 в 00:00
- 3 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости