Запад: лицом к Интернету

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор:
Тематика: prинтернетполитикаРунетсайт
Запад: лицом к Интернету Вопреки мнению некоторых, не очень внимательных пользователей, политическая активность, особенно в предвыборную пору – это не какая-то выдающаяся особенность Рунета. Скорее наоборот, часто российский сегмент идет по пути, протоптанному странами ближнего и дальнего зарубежья. Речь, конечно же, идет не о Китае – интернет-активность правительства этой страны давно уже стала притчей во языцех – а о более, как сейчас принято говорить, цивилизованных странах.

Наиболее значительных успехов в деле объединения государства и Интернета достигла Эстония. На парламентских выборах этого года наиболее продвинутая часть населения смогла проголосовать через Интернет с помощью смарт-карт. Для регистрации своего голоса, избиратель должен был вставить карточку в устройство считывания и зайти на сайт системы голосования с помощью уникального пароля. Всего в процессе тестирования системы правом удаленного голосования воспользовались порядка 4 тысяч человек, а прогноз на сами выборы составляет уже от 20 до 40 тысяч.
Что удивительно, за время тестирования системы избирательная комиссия Эстонии не выявила ни одной программной ошибки или попытки взлома системы. То ли эстонские хакеры недостаточно квалифицированы для такой работы, то ли виртуальные выборы им просто неинтересны.

Однако отличились эстонцы не только этим. Не так давно на одном из эстонских интернет-аукционов появилось объявление о продаже голоса на уже упоминавшихся парламентских выборах. Начальная цена волеизъявления неизвестного гражданина Таллина составила всего одну крону. Естественно, аукцион довольно быстро прекратили.

Но вот тут прибалтийские товарищи были далеко не первыми – купля-продажа голосов была зафиксирована на eBay еще перед выборами в США в 2000 году. Причем цена за голос американского избирателя варьировалась от 1 до 10 000 долларов. Тогда к расследованию неприятного инцидента подключились Департамент юстиции США и Федеральная комиссия по выборам.

Апофеоз торговли волеизъявлением американского народа наступил с появлением сайта Voteauction.com, ныне покойного. На этом сайте всем желающим предлагалось отдать голос тому кандидату в президенты, который предложит за него максимальную цену. В конце концов, если голоса избирателей, так или иначе, «покупаются» складными речами и невыполнимыми обещаниями, то почему бы не сделать этот процесс максимально простым и удобным для обеих сторон?
Схема работы действительно проста: голоса всех участников проекта планировалось разбить на отдельные группы (например, по штатам), а затем выставить на аукцион. Как только один из кандидатов в губернаторы штата выиграет торг, каждый избиратель из этого штата будет извещен, за кого он должен проголосовать, чтобы получить свою часть денег.
Ресурсом быстро заинтересовались соответствующие органы, в лице Федеральной комиссии по выборам, но тут автор идеи, нью-йоркский аспирант Джеймс Баумгартен, продал сайт одному австрийскому бизнесмену Гансу Бернхарду, и сервер успешно переехал в Болгарию. Таким образом, сайт и его владелец вышли из-под контроля юридических органов США. Однако получил бизнесмен желаемую прибыль от продажи голосов или нет, осталось неизвестным.

Но стоит отойти от событий семилетней давности и вернуться в день сегодняшний. Хиллари Клинтон, жена бывшего президента США Билла Клинтона, а по совместительству кандидат в президенты США на выборах 2008 года, не так давно продемонстрировала избирателям свое знание сетевых технологий. Около двух месяцев назад г-жа Клинтон обратилась к пользователям Yahoo! Answers с вопросом: «На основании опыта вашей семьи, как вы думаете, что мы должны сделать для улучшения здравоохранения в Америке?».
Выяснилось, что у пользователей идей в избытке – всего за два дня на вопрос было получено более 35 тысяч ответов. И, в общем-то, уже неважно, прочитала кандидат все ответы или только лучший – свои «пятнадцать минут славы» при минимуме затрат она получила. Да и для самого Yahoo! Answers акция пришлась весьма кстати.

Однако PR-кампания Хиллари Клинтон в Интернете не осталась в рамках одной акции – преданные избиратели (и хорошо обученные полит-технологи) создали целую сеть ресурсов посвященных кандидату. Помимо Hillaryclinton.com, Justhillary.com и Votehillary.org в нее вошли аккаунты на MySpace, LiveJournal, Flickr и других сервисах. Не забыт и популярный видеосервис YouTube, на котором можно найти записи выступлений г-жи Клинтон. В общем, наступление по всем фронтам.

Напоследок стоит отметить, что в Интернете существуют не только представительства реальных партий, но и вполне самостоятельные виртуальные. Например, The Internet Party. Ее создатели заявляют о себе не как о привычной политической партии, а скорее как о сообществе «по интересам», пропагандирующем уменьшение роли государства (в данном случае, США) и расширение границ личной свободы его граждан. На сайте партии можно ознакомиться с ее программой и мнением относительно важных для избирателей пунктов: образование, здравоохранение, легализация оружия, борьба со СПИДом, терроризм и, конечно же, Интернет. И, следует отметить, весьма разумным мнением.
Были попытки создать похожие партии и в Рунете, но они не достигли какого-либо существенного успеха, не говоря уже о голосах реальных избирателей. Хотя, возможно, когда-нибудь Рунет станет настолько значимой силой, что сможет выставлять своих кандидатов (или даже партию) на реальных выборах, хотя бы в Государственную Думу. Тогда «депутатские запросы» Алксниса станут досадным недоразумением из прошлого, а вместо русского мата в залах заседаний будет слышен «падонкаффский» сленг.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100