Социальный поиск по модели Wikipedia
Известный wiki-идеолог, как и многие апологеты социального интернет-поиска, критикует Google за качество выдачи. Так, по некоторым запросам можно получить великолепные результаты, по другим же – лишь информационный мусор, состоящий из рекламных предложений. Компьютерный алгоритм, по мнению Джимми Уэльса, не способен отделить «хорошее» от «плохого», да и находчивые оптимизаторы давно научились манипулировать результатами поиска в своих интересах. Программа никогда не сможет тягаться с человеком при определении релевантности страницы, соответствия ее интересам пользователя.
«Если взять одну из основных задач поисковой машины, то она заключается в том, чтобы принимать решения: «эта страница хороша, а эта - никуда не годится», - поделился основатель Википедии своей оценкой с изданием “Times”. Альтернативой машинному поиску, как полагает Джимми Уэльс, может стать сообщество редакторов, которые способны просматривать большое количество веб-страниц и принимать решения о релевантности контента тому или иному запросу. «Обычно требуется не больше секунды, чтобы понять «хорошая» страница или нет, - добавил он, - основным моментом здесь является построение сообщества пользователей, которому можно будет доверять». Идеолог wiki-движения уверен, что онлайновой энциклопедией накоплен значительный опыт в этом направлении: как бы ни критиковали Википедию недоброжелатели и скептики, очень многие используют ее в качестве надежного источника информации. Более того, обращаться к Википедии рекомендуют своим студентам даже «продвинутые» университетские преподаватели.
Пока известно, что новый социальный поисковик получит название Wikiasari, что представляет собой комбинацию гавайского и японского – «быстрый» и «тщательный поиск». Запуск проекта может состояться уже в первом квартале 2007 года, причем на рынок поисковый сервис выведет компания Wikia Inc. Разработку поискового сервиса аналитики связывают с инвестициями от Amazon.com, о которых стало известно в начале декабря. Через несколько дней после этого Уэльс рассказал о странном начинании под названием OpenServing.com – площадке, которая позволяет всем желающим создавать коммьюнити и вести wiki-журналы абсолютно бесплатно. При этом все та же Wikia Inc. не намерена претендовать на рекламные доходы пользователей, демонстрируя необъяснимый для коммерческой структуры альтруизм. Теперь же, после появления информации о социальном поисковике, намеревающемся потеснить Google, все чаще высказываются предположения, что Amazon.com выступил в роли инвестора, исходя из этих амбициозных планов Джимми Уэльса.
Как известно, ключевым для социального интернет-поиска зачастую оказывался вопрос доходности. Бизнес-модель Wikiasari традиционна для поисковика – вместе с результатами планируется демонстрировать рекламу. Джимми Уэльс уверен, что провозглашенный им принцип «прозрачности в поиске» позволит формировать качественную выдачу, а значит, быстро обеспечит поисковик лояльной аудиторией.
В той или иной степени к идее социального поиска обращались как многие крупные интернет-компании, так и стартапы, причем с переменным успехом. Сервис «вопросов-ответов», запущенный Yahoo год назад, смог добиться хороших результатов, а аналогичный Google Answers был совсем недавно закрыт лидером традиционного интернет-поиска. Вариация на тему Yahoo Answers была реализована несколько месяцев назад в Рунете компанией Mail.Ru, которая рапортует о растущем числе пользователей и позитивном восприятии сервиса.
- 15.01.2007 в 16:36
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 1 комментарий
на своём сайте!
20.02.2009, 19:05 это спам!