Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Количество мобильников переходит в качество?
По результатам 2006 года по продажам мобильных телефонов Россия находится на третьем месте в мире после Китая и США и на первом в Европе. Всего в мире в прошлом году было продано около 800 млн. трубок. Самыми быстро развивающимися рынками Европы аналитики признали страны Восточной Европы, в частности, Болгарию с ее 35% ростом продаж, страны Скандинавии, Грецию и Турцию.
1. (1) Sony Ericsson K790i/K800i
2. (9) Motorola Razr V3
3. (-) Palm Treo 680/750
4. (-) Blackberry Pearl 8100 C/G/V
5. (7) Qtek 9600/HTC Tytn
6. (4) Nokia N73
7. (9) Sony Ericsson W810i
8. (3) Nokia 6233/6234
9. (5) Sony Ericsson K610i/K618i/K610im/V630i
10. (2) Sony Ericsson K750i/D750i/W800i
- в скобках указывается позиция в январе 2006 года
Пик продаж в США, Европе и России уже пройден. Рынки в этих регионах достигли насыщения. В Финляндии, например, продано телефонов больше, чем все население маленькой страны. Всего объем европейского рынка в 2006 г. составил 185 млн. единиц, на 9% больше, чем в 2005 г. 82% рынка заняли 4 основные фирмы производители: Nokia – 36%, Motorola - 17% рынка, Samsung - 16%, Sony Ericsson – 13%.
В России мобильные телефоны широко распространились значительно позже, чем в Европе и США. Это связано как с технологическим отставанием, так и с бедностью населения. Возможно, и сейчас мобильных телефонов у нас было бы значительно меньше, если б не повсеместный переход фиксированной связи на повременную оплату. Пассажир троллейбуса с мобильным телефоном, одетый в дешевую одежду с оптового рынка, - явление в России нередкое. «Мобильник – очень удобная вещь, - сказал один из таких пассажиров. – Если все равно при разговоре по любому телефону приходится экономить секунды, почему бы не воспользоваться преимуществами сотовой связи?»
В мире такая стремительная телефонизация населения России вызвала удивление. «Мы недооценили быстроту развития рынка России. Рост был в десять раз выше, чем мы предполагали. Число мобильных телефонов в России удваивалось каждый год в течение прошлых 3-4 лет», - удивляется Штефан Видомский, директор департамента международной торговли компании Nokia.
Теперь в России, как в Финляндии, телефонов немного больше, чем людей, и будущие продажи у нас зачастую будут связаны с заменами устаревших моделей на более современные, что замедлит рост рынка. В 2006 году было продано телефонов на 14% меньше, чем в 2005. В то же время, средняя цена проданных в 2006 году телефонов на 18% выше, чем в 2005, что свидетельствует о переходе от дешевых моделей с минимальным набором функций на более дорогие. Из недорогих моделей, как и в 2005 году, популярны Nokia 1100 и BenQ-Siemens C75. В пятерку лидеров попали и дорогие модели Sony Ericsson K750i и Motorola L6, розничная цена которых около 300 и 160 USD. Сходные процессы уже идут в США и Европе. В США, например, увеличились продажи смартфонов и телефонов с камерами.
Вследствие насыщения рынка у российских сотовых операторов рост числа абонентов уже упал. По данным компании «AC & M Consulting», количество пользователей мобильной связи во всех регионах России, кроме Москвы, прирост в январе 2007 года увеличился на 0,05%, т.е. 116,605 млн. человек (на конец декабря 2006 года - 116,539 млн. человек). Операторы чистят свои базы абонентов, убирая «мертвые души». Теперь они вынуждены выживать за счет увеличения количества услуг каждому абоненту и экспансии в более перспективные регионы. Таковыми регионами являются страны СНГ, кроме России и Прибалтики, и Юго-восточная Азия.
По данным MForum Analytics, объем продаж телефонов в СНГ, кроме России и Прибалтики, в 2006 году превысил $280 млн. Прирост объемов рынка составил более 40%. На Украине, например, по результатам исследования холдинга AVentures Group, продажи мобильников за первые три квартала составили около 6,9 млн. на сумму $1048,8 млн. Это 1,2% от объема мировых продаж. Но пока наибольшее распространение на Украине имеют дешевые аппараты.
На Украину-Белоруссию-Молдову приходится 60% всего рынка СНГ. На Среднюю Азию - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан – менее 30%, остальное купили Азербайджан, Армения, Грузия.
Зато рынок Китая и Индии выглядит бездонным. Нищета населения этих стран является серьезным препятствием к распространению сотовой связи. Но регион бурно развивается. К 2009 году Sony Ericsson намерена выпустить на территории Индии 10 миллионов мобильников, т.е. около 13% от общего числа проданных компанией телефонов в 2006 году.
Более подробно о российском рынке мобильных телефонов в интервью TelNews.ru рассказали PR-директор УК «Цифроград» Татьяна Москалева и генеральный директор Группы компаний DИКСИС Алексей Чуйкин:
- По итогам 2006 года Россия находится на 3-ем месте по уровню продаж мобильных телефонов после Китая и США. Как Вы считаете, чем обусловлена столь высокая позиция, и есть ли предпосылки для ее изменения в ту или иную сторону?
Татьяна Москалева: В первую очередь, это объясняется размером нашей страны. К тому же развитие услуг сотовой связи шло у нас не так быстро и примерно 20-25% мобильных телефонов все еще покупаются пользователями впервые. Третий фактор - относительно небольшой срок «владения» трубкой - новый телефон приобретается россиянами раз в 9-18 месяцев.
Алексей Чуйкин: Российский рынок сотового ритейла долгое время находился в стадии активного развития, когда практически каждый житель РФ стремился обзавестись мобильным телефоном. В настоящее время темпы роста рынка снижаются, рынок приближается к стадии практически 100% насыщения, а в некоторых городах даже превысил эту отметку, что обуславливает тенденцию снижения роста продаж в количественном выражении, которая наблюдается в настоящее время. Одновременно, за счет реплейсмента, растут продажи в денежном выражении. Новый виток активного развития рынка сотовых телефонов начнется в России после того, как операторы получат лицензии на распространение нового стандарта связи, а также запустят 3G в коммерческую эксплуатацию.
- Можно ли сказать, что пик продаж мобильных телефонов в России уже пройден и участники рынка будут пытаться привлечь внимание потребителей, в основном, призывая их заменить старые телефоны на новые модели?
Т.М.: Рынок больше не растет такими взрывными темпами, как это происходило при росте проникновения сотовой связи. Его величина в количественном выражении зафиксировалась на цифре примерно в 30 млн. штук. Но при этом рынок продолжает расти в деньгах - в том числе потому, что 75-80% новых телефонов покупаются на замену старым и по стоимости, как правило, превосходят предыдущие покупки. Из-за высокой удельной доли и средней стоимости терминала рынок реплейсмента чрезвычайно интересен ритейлерам. «Цифроград» сделал ставку именно на эту нишу, поставив себе цель - быть лидером этого сегмента. Для этого произведено репозиционирование в «Центры мобильных перемен» и разработан слоган: «Вперед, за Новым!».
А.Ч.: В настоящее время рынок замещения, действительно, демонстрирует активное развитие. И мы уже сейчас больше ориентируемся на покупателей, совершающих вторичные покупки. В этом случае, предпочтение, как правило, отдается, более функционально насыщенным и, соответственно, более дорогостоящим мобильным аппаратам.
- Можно ли уже сейчас говорить о тенденции перехода потребителями от менее дорогих моделей к более дорогим?
Т.М.: Да, сейчас налицо тенденция роста средней цены телефона. Во-первых, с развитием новых технологий аппараты приобретают все большую функциональность. Безусловно, это отражается и на стоимости телефона. Во-вторых, растет число имиджевых моделей для разных категорий потребителей - как правило, их цена также превышает стоимость обычного телефона. Все это происходит на фоне развития потребительского кредитования, которое дает возможность приобрести более дорогой аппарат.
А.Ч.: К сказанному в ответе на предыдущий вопрос можно добавить, что за последнее время все большую популярность приобретают имиджевые трубки, которые по цене конкурируют с телефонами высокого ценового сегмента. Все это приводит к тому, что растет средняя цена телефона. Помимо этого, рост продаж в денежном выражении обуславливается активным развитием схем потребительского кредитования, а также общим ростом благосостояния граждан РФ.
- У каких моделей телефонов, по Вашему мнению, наилучшие перспективы продаж в России в текущем году?
Т.М.: Сложно сказать - модельные ряды обновляются регулярно. Пожалуй, наибольший объем продаж покажет среднеценовой сегмент функциональных трубок (от 6000 до 9000 руб.).
А.Ч.: Учитывая все вышеуказанные тенденции, можно говорить о том, что в этом году наибольшую популярность получат конвергентные мобильные устройства с расширенными функциональными возможностями (mp3-плеер, камера, bluetooth, различное программное обеспечение). Помимо этого, значительную долю продаж займут имиджевые мобильные телефоны, как и в 2006 году, будут расти продажи «умных трубок» - смартфонов и коммуникаторов.
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости
полиуретан