Плата за телевидение
Во всем мире увеличивается рынок платного ТВ. Так, по данным компании The Diffusion Group (TDG), число подписчиков на услуги IP-телевидения во всем мире вырастет с 2 млн. человек в 2005 г. до 34 млн. в 2010 г. При этом годовые темпы роста в Америке за период 2005-2009 гг. составят 78% или 14 млн. абонентов. Такое же количество абонентов ожидается и в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка), где темпы роста составят 61%. Азиатско-Тихоокеанский регион при росте 41% обеспечит охват 5,6 млн. подписчиков.
В России в настоящее время жители крупных городов имеют возможность смотреть не менее 5 бесплатных каналов. Кроме того, им предлагают услуги региональные кабельные операторы. В каждом городе есть свои операторы кабельного телевидения, которые не конкурируют друг с другом на межрегиональном уровне. Только в Ассоциации кабельного телевидения России числится более 100 региональных компаний. Это снижает возможности развития платного ТВ. В крупных городах телезрители удовлетворены имеющимися каналами с качественными картинками и не намерены тратить дополнительные средства на платное ТВ. А за пределами крупных городов предложить жителям услуги платного телевидения некому. По оценке гендиректора ЗАО «Мультирегион» Сергея Дмитриева, в России 40% приходится на сети коллективного приема ТВ (антенна на подъезд), 15% - на крупные сети коллективного приема ТВ, 25% - на гибридно-волоконные кабельные сети, 1% - на IPTV, 5% - на MMDS (стандарт эфирного ТВ), а спутниковое ТВ имеет только «единицы процентов».
Нашим компаниям многие линии неэфирного телевидения придется строить с нуля. Мобильные операторы достигли максимально возможного расширения рынка сотовой связи. Теперь для продолжения роста им необходимо предлагать новые услуги, в частности, Интернет и цифровое телевидение. Современные технологии позволяют поставлять по одним и тем же кабелям целый комплекс услуг: от фиксированной и мобильной связи до широкополосного Интернета и платного телевидения. Большие перспективы российского рынка способствуют тому, что на рынок телекоммуникаций приходят компании, не имеющие к коммуникациям никакого отношения, например, «Нафта-Москва».
Сейчас в России среди тех, кто подключен к Интернету, по оценкам J’son & Partners, 35% имеют широкополосный доступ, но далеко не все из них смотрят ТВ при помощи компьютера. Тем больший интерес проявляют интернет-операторы к платному ТВ. Предполагают, что к концу 2007 года клиентов IPTV будет около 130 тысяч. Такое положение дел способствует изменению, переделу рынка. И мы уже в течение 2005 -2006 года можем наблюдать картину слияний и поглощений.
Например, в конце 2005 года произошло слияние компаний «Система Мультимедиа» (СММ) и «МТУ-Интел». Позже генеральный директор тогда еще не переименованного ЗАО «МТУ-Интел» Григорий Новицкий заявил, что компания будет поставлять не только Интернет, но и ТВ-услуги, ТВ-контент собственного производства. «Аудитория, которая его регулярно смотрит, уже превышает 1,5 млн. семей», - сообщил Новицкий. - «Если сравнить темпы роста абонентской базы «СТРИМ-ТВ» с любым зарубежным проектом IPTV, то мы однозначно растем быстрее всех. С начала 2006 года абонентская база услуг «СТРИМ-ТВ» растет в среднем на 25% в месяц!».
Большая часть индустрии кабельного и спутникового ТВ распределена сегодня между компаниями «НТВ+» (31%), «Нафта-Москва» (21%), «Система Масс-медиа» (дочка АФК «Система», 11%), «Ренова-Медиа» (3%). На остальных операторов, а их более 3 тысяч, приходится 34%. Ни один из этих операторов не может похвастаться тем, что вся технологическая цепочка, от создания сигнала до приема его потребителем – цифровая.
Однако, ситуация должна начать меняться: принято решение к 2017 году все телевидение в России сделать цифровым. Иными словами, то, что сейчас делают отдельные операторы связи, встретит всемерную поддержку государства. Мало кто готов сейчас платить за телевидение по $20-30 в месяц, да еще потратить $100 на покупку декодера цифрового сигнала. Но при взвешенной государственной политике эта проблема может быть решена.
- Какова сейчас динамика изменения абонентской базы "СТРИМ-ТВ"? Каковы прогнозы компании в этом отношении?
- По итогам 2006 года совокупная абонентская база ТВ-абонентов региональных операторов, управляемых компанией «СТРИМ-ТВ», удвоилась и превысила 1,4 млн. домохозяйств. Рост абонентской базы был, в основном, обусловлен активными поглощениями региональных операторов.
В 2007 году мы планируем увеличивать число абонентов преимущественно за счет более агрессивного продвижения услуг, для чего уже в феврале перевели всех наших операторов под единый бренд «СТРИМ-ТВ». Но и от выгодных сделок по покупке сетей в регионах отказываться тоже не будем.
- Какие основные сложности стоят на пути распространения платного ТВ в российских регионах?
- Исторически сложилось так, что в российских городах жителям доступно большое количество эфирных телеканалов в режиме free-to-air, которые они получают по коллективной антенне практически даром – за 6-20 рублей в месяц. Поэтому концепция платного ТВ довольно медленно приживается в умах россиян. Кроме того, значительная часть потенциальных абонентов живет в сельской местности, где создание кабельных сетей нерентабельно.
К тому же рынок платного ТВ пока не создал уникального и востребованного контента на русском языке, ради которого зрители подписались бы на платные ТВ-услуги. Ну, и нестабильность законодательства, регулирующего этот рынок, также не способствует развитию платного телевидения.
- Возможен ли в России бум платного ТВ, схожий с аналогичным процессом на Западе? Если да, то как скоро и за счет чего он может наступить?
- Не стоит забывать, что на Западе бум платного ТВ состоялся лет двадцать назад, когда еще не было Интернета, компьютерных игр, кинотеатров Dolby Surround, да и доходы пользователей там гораздо выше, чем в нашей стране.
Я думаю, Россию ждет бум не платного ТВ в чистом виде, а мультимедийных услуг, частью которых является платное телевидение. В России осталось уже довольно немного операторов, которые хотели бы продавать только ТВ-услуги без широкополосного интернет-доступа и связанных с ним сервисов. Двигаясь в этом направлении, российский рынок платного ТВ сможет догнать Запад по уровню проникновения мультимедийных сервисов уже лет через пять.
- Собирается ли «СТРИМ-ТВ» переходить на цифровое вещание? Каковы, по мнению компании, перспективы развития цифрового ТВ в российских регионах?
- К сожалению, пока массовый спрос на услуги цифрового ТВ в России ограничен низкой платежеспособностью населения. В группе компаний «СТРИМ-ТВ» мы развиваем цифровое кабельное ТВ на основе стандарта DVB-C, который позволяет значительно увеличить количество телеканалов, улучшить их качество, предоставлять услуги HDTV.
Сейчас цифровое ТВ у нас развивается параллельно аналоговому и присутствует в нескольких городах. Их число будет увеличиваться ежегодно по мере модернизации сетей наших операторов.
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!