Телевидение: 10 каналов бесплатно или 1000 за деньги

Опубликовано: 15.01.2007, 16:35 Автор:
Телевидение: 10 каналов бесплатно или 1000 за деньги По оценкам аналитиков, в Европе в 2005 году число пользователей систем платного телевидения составило 50% от общего числа жителей. В 2002 году абонентская база платного телевидения в РФ составляла около 200 тысяч пользователей.

Впервые о кабельном телевидении в Европе услышали в 50-е годы. Платное телевидение появилось в 1973 году в США. В первый год его существования подписчиками стали лишь около 18 000 американцев. В 80-х годах эта новинка пришла в Европу, и в 1992 году платное телевидение смотрели уже около 20 млн телезрителей по всему миру. По оценкам аналитиков, в Европе объем рынка платного телевидения по итогам 2004 г. составил свыше 20 млрд евро, в 2005 г. число пользователей систем платного телевидения составило 50% от общего числа жителей.

Одна из наиболее известных западных компаний Sky News, названная в 2005 году «Телеканалом года», для завоевания зрительской аудитории предлагала абонентам чрезвычайно привлекательную программу - спортивные соревнования, лучшие сериалы, новинки музыки – за необычайно низкую абонентскую плату. Со временем появилась сеть телеканалов Sky - Sky News, Sky Sports, Sky Classic Movies, Sky Series, Sky Children и др. Sky News пыталась попасть и на российский рынок, купив НТВ и Рен ТВ, но пока, кажется, ей это не удалось.

Сейчас на западе предлагают новый сервис: приложение Sling, обеспечивающее просмотр кабельных каналов с помощью мобильных телефонов. В телефонах будет установлено устройство Slingbox, подключенное одновременно к блоку кабельного телевидения и широкополосному соединению, способное транслировать записанное видео по Интернету на любой ноутбук или телефон с установленным программным обеспечением SlingPlayer.

Эта услуга озаботила кабельных и мобильных операторов, которые говорят, что данный сервис может вызвать проблемы в сети, при этом никакого дохода от этого они не получат. Теперь в США у Verizon Wireless и других компаний в договорах с клиентом есть пункт, в котором содержится запрет на использование беспроводных интернет-соединений.

В России первый масштабный проект платного телевидения «Космос-ТВ» появился в 1991 году. Но «Космос-ТВ» для передачи сигнала использовал обычные ретрансляционные вышки. В 1996 была создана первая спутниковая телекомпания «НТВ+». В 2002 году оборот рынка платного телевидения в РФ составлял 50 миллионов долларов, абонентская база - около 200 тысяч пользователей.

Власти обратили внимание на плачевное состояние платного телевидения и создали государственное предприятие Российской телевизионной радиовещательной сети (РТРС). В ведение РТРС перешли все средства связи: телевышки, оборудование, кабели и пр. Именно РТРС обеспечивает функционирование всех приемо-передающих устройств в России. Полностью Российскую территорию охватывают 5-10 телеканалов бесплатного телевидения. По оценке РТРС, всего телеканалов в России должно быть 800-1000.

Сегодня на рынке кабельного ТВ работает более 3 тысяч операторов. Основными игроками, по мнению вице-президента Ассоциации кабельного телевидения России, гендиректора ЗАО «Мультирегион» Сергея Дмитриева, являются пять компаний: АФК «Система», «Нафта-Москва», «Ренова-Медиа», «ЭР-Телеком» и сам «Мультирегион».

В настоящее время российский рынок цифрового ТВ по способу доставки сигнала делится следующим образом: 55% приходится на сети коллективного приема ТВ, 25% – на гибридно-волоконные кабельные сети, 1% – на IPTV (передача ТВ-сигнала по интернет-протоколу), 5%  – на MMDS (стандарт эфирного ТВ). Спутниковое цифровое ТВ, как сказал С. Дмитриев, занимает «единицы процентов». Доход платного телевещания РФ в 2005 году составил 360 млн долл., абонентская база – более 7 млн домохозяйств.

Весной 2006 г. в России создали Правительственную комиссию по развитию телерадиовещания в РФ до 2015 г. под руководством вице-премьера Дмитрия Медведева. Предполагается, что цифровое вещание, в соответствии с документами Международного союза электросвязи будет внедрено в России к 2017 году. В докладе, с которым выступил министр информационных технологий и связи Российской Федерации Л.Д. Рейман, определены первоочередные задачи, стоящие перед Комиссией:

- подготовка предложений по изменению законодательства для определения состава социального пакета программ;

- разработка программы перевода в цифровой формат аудио-видео материалов, содержащих культурное наследие страны;

- разработка системного проекта развития телевизионного вещания и радиовещания.

В Комиссии сейчас пока нет общего мнения по многим вопросам. РТРС предлагает создать единый регулирующий орган в сфере массмедиа, который бы занимался контентом, техническими вопросами и распоряжался частотами для теле- и радиовещания, т.е. предлагается отнять часть функций у Россвязьнадзора и Росохранкультуры. Подобные органы  существуют во Франции (подчиняется президенту), в США (подчиняется Конгрессу) и в некоторых других западных странах.

Нет общего мнения и по строительству цифровых сетей. Например, Мининформсвязи, как сообщает ИА REGNUM специально для TelNews, предлагает использовать опыт телефонии, когда каждый сотовый оператор устанавливает свои вышки; РТРС против: «Нигде в Европе этого нет, цифра диктует подход консолидации - сохранения единой сети», - говорит генеральный директор РТРС Г.И. Скляр, полагая, что вместо трех вышек можно обойтись одной. Спорны и вопросы государственного финансирования. Несмотря на все споры, Скляр считает, что на цифровое вещание можно будет полностью перейти к 2012 году.

А пока, по оценкам поставщиков телепрограмм для платного ТВ, база подписчиков ежегодно увеличивается примерно на 10% и в ближайшие два-три года рост может ускориться до 20-25% в год. Это даст примерно 20% в год в денежном выражении. Специалисты АФК «Система» считают, что в 2005 году объем рынка составил 318 млн долларов, а в этом может составить 390 млн долларов.

«Платное телевидение из нишевой услуги для высокодоходных абонентов быстро превращается в массовый продукт и, соответственно, прибыльный бизнес для операторов», - сказал на выставке «Кабельное и спутниковое телевидение-2006» советник генерального директора компании Synterra по развитию медиапроектов Андрей Степанов. «Кроме того, цифровое телевидение тянет за собой развивающийся рынок широкополосного доступа, когда вместе с Интернетом абонент получает и многоканальное ТВ», - говорит аналитик J'Son & Partners Борис Овчинников.

Иными словами, нас с вами ждет светлое будущее с цифровым телевидением, широкополосным Интернетом и 3-5 бесплатными телеканалами. Если не получится как всегда.



Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100