Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Новостной контент Рунета - это копипаст
Опубликовано: 04.08.2008, 14:15 Баловсяк Надежда
Объем информации, которую потребляет человечество, растет с каждым годом. В определенной степени это связано с упрощением доступа к информации вследствие появления Интернета. Количество сайтов и объем контента в Глобальной Сети тоже растет. Однако что же на самом деле представляют собой новостные ресурсы? Компания Webscan Technologies обнаружила, что немногим менее половины новостей - это то, что принято называть копипастом - скопированные дословные материалы, опубликованные на других сайтах.
Только цифры
Согласно данным компании Webscan Technologies в первом полугодии 2008 года в Рунете было опубликовано 13,1 млн новостей. Темпы роста объемов новостного контента в Рунете почти вдвое опережают рост количества пользователей Рунета. Компания подсчитала, что на конец 2007 года на каждого пользователя приходилось 0,6 новости, а на конец 2008 года этот показатель составит примерно 0,7 новости на одного пользователя.
Около 38% новостей являются дословными перепечатками с других ресурсов. При этом со 100 самых цитируемых онлайн-ресурсов Рунета за первое полугодие 2008 года было перепечатано порядка 233 тысячи новостей, которые были вторично размещены с различной степенью повторяемости примерно на 18,5 тысячах сайтов.
Компания Webscan Technologies прогнозирует, что если тенденция роста новостного контента сохранится, то к концу 2008 года количество новостей составит около 28,9 млн, а это больше чем в 2007 году практически в полтора раза.
Однако на самом деле, как свидетельствует исследование компании Webscan Technologies, прирост новостного контента достигается не за счет уникальных материалов, а за счет "информационного шума" - то есть по сути информации, которая не несет в себе полезных сведений.
Делать свои новости невыгодно?
Юрий Белоусов, Smi2.ru считает, что причиной такого соотношения является тот факт, что "это - самый дешевый вариант создания собственного контента. Я думаю, что цифра занижена, в реальности намного больше. Сюда же можно отнести простой рерайтинг новостей, без добавления авторской аналитики и компиляции с разных СМИ. По сути рерайтинг ухудшает новость, так как, как правило, содержит еще меньше информации, чем в первоначальной новости".
Создание авторского контента всегда требует более высоких денежных затрат - это не только оплата 2-3 редакторов, которые будут заниматься копипастом. А это еще оплата квалифицированного журналистского труда. А отдача от таких капиталовложений проявляется далеко не сразу, в том числе и по причине огромного новостного потока, существующего в онлайне. И сайты, существующие на копипасте, могут зарабатывать ненамного меньше, чем проекты с оригинальными материалами, однако стоимость работы таких ресурсов - гораздо меньше.
Масла в огонь подливают и многие блогеры, которые часто не гнушаться копипастом, не тратя времени собственного авторского контента (противореча тем самым самой идее блога). А это тоже увеличивает ту самую долю "информационного шума", превращая новостной Рунет в сборище мусора, где по-настоящему интересные тексты найти очень сложно.
Таким образом, увеличение объема публикуемых в русскоязычном Интернете новостей происходит в первую очередь за счет так называемого "информационного шума", тогда как количество новостных поводов увеличивается незначительно. Эта тенденция объясняется все более широким распространением протокола RSS: если раньше для наполнения новостного web-ресурса актуальным контентом приходилось прилагать определенные усилия, то сегодня этот процесс может осуществляться в полностью автоматическом режиме за счет опубликованных на других ресурсах материалов. В свете развития упомянутой тенденции можно предположить, что в ближайшем будущем объем "информационного шума" в Рунете будет только увеличиваться.
Правовой аспект
В комментариях "Газете.ру" генеральный директор ИД "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев сообщил, что "В России многие привыкли, что информация ничего не стоит и ее можно просто скопировать на свой сайт и зарабатывать на этом. Точную сумму потери от воровства контента эксперты назвать затрудняются, однако практически все отмечают, что речь идет о десятках миллионов долларов".
Проблема еще и состоит в том, что довольно сложно добиться наказания тем, кто использует чужие материалы в онлайне. Михаил Демидов, журналист-аналитик издания Cnews.Ru (РосБизнесКонсалтинг) считает, что "проблема оригинального контента в онлайн-СМИ, является достаточно надуманной. Не секрет, что ряд информационных агентств достаточно оригинально подходят к решению этой проблемы, переводя зарубежные новости и снабжая их комментариями местных спикеров, в данном случае, российских. Назвать такое плагиатом невозможно как с юридической, так и с профессиональной точки зрения. По ГК РФ (четвертая часть статья 1259 пункт 6) не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Когда онлайн-СМИ снабжает его комментарием эксперта, то новость превращается уже в эксклюзивный журналисткий материал, который никак нельзя назвать плагиатом или вторичной перепечаткой. Поэтому, мне кажется, бороться с заимствованиями Интернет-ресурсов друг у друга невозможно - специфика сетевых СМИ такова, что доказать факты правонарушения будет очень сложно, а взыскивать штрафы за то, что благодаря перепечатке, пусть даже незаконной, косвенно улучшается цитируемость оригинального источника несколько некорректно".
Борьба за свои права
Проблема стала настолько серьезной, что в апреле 2008 года на конференции "Интернет и бизнес" ведущие средства массовой информации - ВГТРК, ИД "Коммерсантъ", "Газета.Ru", международная информационная группа "Интерфакс", РАМИ "РИА Новости", "Sports.Ru" договорились о совместной разработке мер по защите авторских прав на создаваемые ими текстовые, фото-, аудио-, видео-, флеш-материалы, рисунки и другой контент.
Основной целью таких действий является решение массовых нарушений авторских прав в интернете. СМИ планируют выработать юридические и технологические инструменты мониторинга за фактами нарушения отраслевых правил и норм российского законодательства.
Согласно данным компании Webscan Technologies в первом полугодии 2008 года в Рунете было опубликовано 13,1 млн новостей. Темпы роста объемов новостного контента в Рунете почти вдвое опережают рост количества пользователей Рунета. Компания подсчитала, что на конец 2007 года на каждого пользователя приходилось 0,6 новости, а на конец 2008 года этот показатель составит примерно 0,7 новости на одного пользователя.
Около 38% новостей являются дословными перепечатками с других ресурсов. При этом со 100 самых цитируемых онлайн-ресурсов Рунета за первое полугодие 2008 года было перепечатано порядка 233 тысячи новостей, которые были вторично размещены с различной степенью повторяемости примерно на 18,5 тысячах сайтов.
Компания Webscan Technologies прогнозирует, что если тенденция роста новостного контента сохранится, то к концу 2008 года количество новостей составит около 28,9 млн, а это больше чем в 2007 году практически в полтора раза.
Однако на самом деле, как свидетельствует исследование компании Webscan Technologies, прирост новостного контента достигается не за счет уникальных материалов, а за счет "информационного шума" - то есть по сути информации, которая не несет в себе полезных сведений.
Делать свои новости невыгодно?
Юрий Белоусов, Smi2.ru считает, что причиной такого соотношения является тот факт, что "это - самый дешевый вариант создания собственного контента. Я думаю, что цифра занижена, в реальности намного больше. Сюда же можно отнести простой рерайтинг новостей, без добавления авторской аналитики и компиляции с разных СМИ. По сути рерайтинг ухудшает новость, так как, как правило, содержит еще меньше информации, чем в первоначальной новости".
Создание авторского контента всегда требует более высоких денежных затрат - это не только оплата 2-3 редакторов, которые будут заниматься копипастом. А это еще оплата квалифицированного журналистского труда. А отдача от таких капиталовложений проявляется далеко не сразу, в том числе и по причине огромного новостного потока, существующего в онлайне. И сайты, существующие на копипасте, могут зарабатывать ненамного меньше, чем проекты с оригинальными материалами, однако стоимость работы таких ресурсов - гораздо меньше.
Масла в огонь подливают и многие блогеры, которые часто не гнушаться копипастом, не тратя времени собственного авторского контента (противореча тем самым самой идее блога). А это тоже увеличивает ту самую долю "информационного шума", превращая новостной Рунет в сборище мусора, где по-настоящему интересные тексты найти очень сложно.
Таким образом, увеличение объема публикуемых в русскоязычном Интернете новостей происходит в первую очередь за счет так называемого "информационного шума", тогда как количество новостных поводов увеличивается незначительно. Эта тенденция объясняется все более широким распространением протокола RSS: если раньше для наполнения новостного web-ресурса актуальным контентом приходилось прилагать определенные усилия, то сегодня этот процесс может осуществляться в полностью автоматическом режиме за счет опубликованных на других ресурсах материалов. В свете развития упомянутой тенденции можно предположить, что в ближайшем будущем объем "информационного шума" в Рунете будет только увеличиваться.
Правовой аспект
В комментариях "Газете.ру" генеральный директор ИД "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев сообщил, что "В России многие привыкли, что информация ничего не стоит и ее можно просто скопировать на свой сайт и зарабатывать на этом. Точную сумму потери от воровства контента эксперты назвать затрудняются, однако практически все отмечают, что речь идет о десятках миллионов долларов".
Проблема еще и состоит в том, что довольно сложно добиться наказания тем, кто использует чужие материалы в онлайне. Михаил Демидов, журналист-аналитик издания Cnews.Ru (РосБизнесКонсалтинг) считает, что "проблема оригинального контента в онлайн-СМИ, является достаточно надуманной. Не секрет, что ряд информационных агентств достаточно оригинально подходят к решению этой проблемы, переводя зарубежные новости и снабжая их комментариями местных спикеров, в данном случае, российских. Назвать такое плагиатом невозможно как с юридической, так и с профессиональной точки зрения. По ГК РФ (четвертая часть статья 1259 пункт 6) не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное). Когда онлайн-СМИ снабжает его комментарием эксперта, то новость превращается уже в эксклюзивный журналисткий материал, который никак нельзя назвать плагиатом или вторичной перепечаткой. Поэтому, мне кажется, бороться с заимствованиями Интернет-ресурсов друг у друга невозможно - специфика сетевых СМИ такова, что доказать факты правонарушения будет очень сложно, а взыскивать штрафы за то, что благодаря перепечатке, пусть даже незаконной, косвенно улучшается цитируемость оригинального источника несколько некорректно".
Борьба за свои права
Проблема стала настолько серьезной, что в апреле 2008 года на конференции "Интернет и бизнес" ведущие средства массовой информации - ВГТРК, ИД "Коммерсантъ", "Газета.Ru", международная информационная группа "Интерфакс", РАМИ "РИА Новости", "Sports.Ru" договорились о совместной разработке мер по защите авторских прав на создаваемые ими текстовые, фото-, аудио-, видео-, флеш-материалы, рисунки и другой контент.
Основной целью таких действий является решение массовых нарушений авторских прав в интернете. СМИ планируют выработать юридические и технологические инструменты мониторинга за фактами нарушения отраслевых правил и норм российского законодательства.
- 04.08.2008 в 14:15
- 5 голосов
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости
Major. Автомобили с пробегом - подержанные авто. Продажа автомашин. Каталог цен.