Компьютер под управлением эмоций

Опубликовано: 06.05.2008, 10:40 Автор: Кепман Михаил
Компьютер под управлением эмоций

С момента появления первых компьютеров писатели-фантасты то пугали нас порабощением человечества искусственным разумом, то представляли компьютер почти что одушевленной всезнающей машиной, с которой можно общаться точно также, как с обычным человеком. Как показывает история, "прогнозы" фантастов довольно часто сбываются. О бунте компьютерного разума, конечно, пока не может быть и речи, а вот наделить компьютер эмоциями и научить его распознавать человеческие чувства, пытаются ученые из разных стран.

Они полагают, что прогресс в этом направлении тормозит то, что над созданием компьютеров бьются в основном программисты, в то время как для работы нужно привлекать, в том числе, и социологов, психологов, филологов, философов и представителей других, не менее далеких от компьютеров профессий. Только так, по их мнению, можно очеловечить машину, и первые попытки сделать это уже были предприняты.

Машина с чувством юмора

Одно из первых чувств, которому ученые попытались научить компьютер - чувство юмора. С одной стороны это одна из самых простых задач, поскольку приходится анализировать текстовый контент. С другой стороны, сама природа юмора слишком сложна, чтобы без проблем научить компьютер смеяться над всеми шутками. Пока учеными из университета Цинцинатти (США, Огайо) была создана лишь упрощенная модель "распознавателя шуток".

В ее основе лежит база данных слов из детского лексикона и база примеров того, как эти слова могут менять свое значение в зависимости от контекста. На основе анализа программа пытается найти в тексте признаки американского юмора - распознать простейшие шутки ей уже удается. Ученые, разумеется, не собираются останавливаться на достигнутом, и, возможно, через пару лет машина сможет смеяться даже над самыми изощренными анекдотами.

Улыбайтесь, шеф любит идиотов

В Брунельском университете (Великобритания, Лондон), ученые бьются над развитием технологии по распознаванию человеческих эмоций, которая позволила бы сделать общение с компьютером более дружественным. К примеру, по выражению лица пользователя компьютер уже может определить его настроение, но это еще "цветочки". "Мы научим компьютеры точно определять оттенки эмоций точно так же, как это делает человек, - рассказывает руководитель исследования доктор Кейт Хоун (Kate Hawn). - Люди используют набор визуальных и звуковых сигналов для анализа настроения собеседника. Важную роль при этом играет выражение лица".

Собственно, научить компьютер узнавать на лице, к примеру, улыбку, довольно просто. Но вот когда речь заходит о более тонких чувствах, таких как печаль, все становится гораздо сложнее. Проблема в том, что, как отмечает Кейт Хоун, природа человеческих эмоций очень индивидуальна -  эмоции разных людей также не похожи, как подчерк, так что создать универсальный алгоритм для идентификации эмоций пока не представляется возможным. Однако "выдрессировать" компьютер для конкретного пользователя уже можно.

На стыке теории и практики

Группа европейских ученых во главе с профессором Родди Кови (Roddy Cowie) уже много лет пытается связать человека и компьютер на эмоциональном уровне, и некоторые их разработки уже были воплощены в жизнь. В одном из музеев Германии в качестве детского экскурсовода используется анимированный персонаж Макс. Он реагирует на эмоции юных посетителей, к примеру, смеется вместе с ними или, напротив, когда те начинают шуметь, ругается, пытаясь их успокоить.

Похожие интерактивные экскурсоводы были разработаны и  для взрослых. В некоторых музеях посетителям выдают наладонник с микрофоном и камерой. Система анализирует голос посетителя, и если он кажется ей скучающим, отправляет к другому экспонату. Напротив, если что-то особенно заинтересовало экскурсанта, то ему будет предоставлен максимум информации по экспонату.

Конечно, применение подобных систем не ограничивается музеями. Не так давно мы рассказывали о системе FRS (Face Recognition System), используемой в автомобилях марки BMW. Она умеет определять физическое состояние водителя, и если тот заснул или хотя бы утомился, сообщает об этом.

Если же верить специалистам, которые продолжают исследовать это направление, то в скором будущем могут появиться вполне привычные устройства, обладающие псевдоинтеллектом, анализирующим эмоции владельца. Это может быть мобильник, который выбирает рингтон под настроение, или плейер, проигрывающий только "подходящие" треки.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100