Интернет в школах: «Туда не ходи - сюда ходи…»
Напомним, что еще ранее в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» большинство школ России было обеспечено доступом в Интернет. Казалось бы, оба эти события должны были только обрадовать школьников, но на деле их радость была несколько омрачена. Дело в том, что в пакет лицензионного софта входит кроме прочего и программное обеспечение, позволяющее «урезать» дарованный ранее Интернет.
Система фильтрации, по данным Рособразования, состоит из двух уровней: на первом, федеральном, отсекается контент экстремистской направленности, пропагандирующий употребление наркотиков, разжигание межнациональной розни и т.д. На втором уровне блокируются ресурсы эротического и порнографического характера, но кроме них, по усмотрению субъектов РФ, администрации школ или родительского комитета, могут быть внесены и ресурсы развлекательного содержания. Позже, когда будет принят закон о порнографии, которого в России пока нет, xxx-контент будет блокироваться также на федеральном уровне.
Отзывы об этой инициативе Рособразования оказались достаточно противоречивыми. Избранный президент Дмитрий Медведев, к примеру, заявил на том же РИФе, что был против блокировки всех сайтов, кроме образовательных: «Это уже тогда не Интернет (…) нужно находить баланс между контент-фильтрацией и решением, которое принимает сам учитель и школа, поскольку уровень подготовки у всех разный и опасения разные».
Местные же чиновники исключительно позитивно восприняли появление фильтров, причем они сразу заявили, что будут резать не только «клубничку». «Наконец-то, цензура появилась! - заявил Александр Король, заместитель министра образования Хабаровского края. - Ведь детвору, у которой еще психика до конца не сформировалась, просто опасно пускать на все сайты подряд. Такие вольности к хорошему не приводят (…) Преподаватели не раз нам жаловались, что вместо выполнения заданий школьники загружают развлекательные сайты. Теперь этот соблазн полностью исключен. Причем, не только на уроках информатики, которой обучают 10-ти и 11-тиклассников. Но и для младших пользователей, которые пользуются компьютерами во внеурочное время».
Таким образом, по решению местных властей, под блокировку, вероятно, попадут все сайты, не имеющие непосредственное отношение к учебному процессу. Среди них, в первую очередь, окажутся социальные сети, а также различные развлекательные ресурсы вроде «Анекдот.ру», чаты, неспециализированные форумы и т.д. Учитывая же долю образовательных ресурсов в Рунете, проще будет не блокировать отдельные сайты, а напротив, создать список разрешенных ресурсов. По всей видимости, именно таким образом будет извращена на местах инициатива федеральных чиновников.
Вообще, создается впечатление, что они восприняли вполне банальный ход по закрытию доступа к очевидно недетским ресурсам как начало всероссийской борьбы с человеческими пороками, и теперь будут действовать по принципу «лучше перебдить, чем недобдить». К примеру, депутат Законодательного собрания Красноярского края Олег Пащенко так прокомментировал ввод ограничений доступа в Интернет: «Приветствую, безусловно. Конечно, правозащитники могут поднять вой, но ведь под угрозой национальная безопасность моей Родины. Как от внешних врагов, так и от внутренних — пьянства, наркомании, упадка духа... Запрет может вызвать ответную реакцию, как сжигание книг Сорокина, например — раз закрыли, значит, будем искать и найдем. Но любое движение государственных структур, здравомыслящих людей по этому поводу я не могу не приветствовать».
К слову о здравомыслии, о котором упомянул Олег Пащенко: недавно состоялся круглый стол «Интернет и революция в образовании», где под здравомыслием понималось совсем не массовое блокирование интернет-ресурсов. Основным тезисом обсуждения являлась необходимость формирования у родителей, детей и педагогов информационной культуры, которую, понятное дело, тяжело сформировать накладыванием табу. Все-таки дети пользуются Интернетом не только в школе, и запреты вряд ли дадут серьезный эффект – необходимо привить им понимание достоинств и недостатков Сети, научить адекватно оценивать информацию, а также научить правилам разумного поведения в интернет-пространстве.
Особенно интересным показалось выступление Евгения Беспалова, главного реактора информационно-аналитического ресурса «Ваш личный Интернет». Он отметил, что над опасностями, подстерегающими молодое поколение в Интернете, надо работать комплексно, сразу по нескольким направлениям. При этом огромную роль играет воспитательская и просветительская работа, а не только запрет на доступ к сайтам. Кроме того, необходимо создавать для детей ресурсы, которые были бы им интересны: «Грустно смотреть на «детские ресурсы», которые взрослые сделали для себя», - отметил Александр Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение». Будь таких ресурсов больше, дети бы проводили больше времени на них, вместо того, чтобы искать сомнительный контент в Сети.
По мнению Евгения Беспалова, фильтры сайтов также важны, и лишнем тому подтверждением является активное использование такого ПО в других странах. Однако он подчеркнул, что в задачи Рособразования входит контроль за тем, чтобы не допускать в школах злоупотреблений такими запретами, перегибов, нарушений прав человека и свободы слова. «Одна из задач современной школы и современного общества – это научить ребенка критически анализировать информацию на точность, подлинность и достоверность. Это, между прочим, и нам, взрослым, не помешает», – подвел итог Александр Кондаков.
Хотелось бы завершить повествование на этих замечательных словах, но необходимо сказать и пару слов и про зарубежный опыт блокирования ресурсов в образовательных учреждениях, к примеру, в США. Порнография там, естественно, блокируется уже давно, а сейчас поговаривают и о закрытии доступа к социальным сетям. Правда, в отличие от некоторых российских чиновников, американские законотворцы не строят глобальные планы по искоренению пороков, и уж тем более не разбрасываются такими страшными словами как «цензура». Дело в том, что американские школьники все чаще стали подвергаться сексуальному насилию со стороны других пользователей социалок. Именно от них, а не от экстремистской информации хотят отгородить детей. Конечно, американские чиновники, как и некоторые их русские коллеги, «рубят с плеча», но, по крайней мере, они прикрываются более адекватной идеей, нежели силовое насаждение «правильного» мировоззрения у школьников.
- 28.04.2008 в 13:07
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!