Русские против нерусских
Каждый крупный портал рано или поздно обзаводится собственным картографическим сервисом. Свои сервисы в России развивают Google, «Яндекс», «Рамблер» и Mail.ru. Однако сегодня мы решили поговорить именно о противостоянии Google и «Яндекса», которые владеют самыми популярными картографическими онлайн-сервисами в России.
«Яндекс.Карты»
Базовые функции
Забегая вперед, хочется отметить, что «Яндекс.Карта» оказалась чуть проворнее Google Maps, что немаловажно для пользователей. Кроме традиционной схематической карты, Я.К. позволяет посмотреть снимок со спутника этого же района, или воспользоваться «гибридной» картой. На последней спутниковый снимок дополнен названиями улиц, номерами домов, станциями метро и т. д.
Судить только по карте Москвы о качестве сервиса, конечно, нельзя, так что необходимо посмотреть, какие еще города «Яндекс» одарил картами. Их, к сожалению, оказалось не так уж много. Кроме Москвы и области, в Я.К. есть Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Орёл, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Тула, Уфа, Челябинск. Кроме того, в Я.К. нашлись и три украинских города: Киев, Крым и Одесса, а также семикилометровые карты России и Европы. Последняя, кстати, несколько удивила — все названия населенных пунктов написаны исключительно на русском языке. То есть, чтобы выяснить, как на самом деле пишется название германских Людвигслуста и Цойленрода или, к примеру, французского Ле-Монастье-сюр-Газей, придется постараться.
У «Яндекса», конечно, имеются и карты для мобильных устройств — их адаптированную версию можно просматривать непосредственно из мобильного браузера или же скачать специальную программку, которая действительно оказалась удобной и полезной. GPRS-трафика эти сервисы, разумеется, едят не мало, но при необходимости пользоваться ими вполне разумно.
Дополнительные функции
Одной из функций «Яндекс.Карты», которую лишь с натяжкой можно назвать дополнительной, является возможность измерять расстояние между объектами. При этом можно вручную проложить маршрут любой сложности, получая суммарное расстояние и длину каждого отдельного участка. Ну и еще, пожалуй, стоит вспомнить возможность оставлять собственные метки на карте.
Из по-настоящему интересных и полезных функций у Я.К. есть возможность отображать на карте Москвы пробки или участки с затрудненным движением. Учитывая ситуацию на местных дорогах, функция крайне полезная. Там же можно получить тестовую сводку о движении в городе, сообщить о пробке или настроить собственный информер.
Поиск объектов или адресов у «Яндекса» работает отлично — нет особенной необходимости вводить всяческие сокращения вроде «ул.», «пер.» или «пл.» — система предлагает всевозможные варианты. К примеру, по запросу «Манеж» Я.К. выдал 5 подходящих объектов — гораздо проще было выбрать нужный результат из предложенных вариантов, чем изначально пытаться объяснить, какой именно Манеж был нужен. Запрос «Кремль» дал еще более любопытные варианты. Название улицы без префиксов и номера дома также дает прекрасный результат.
Осталось упомянуть о последней дополнительной функции Я.К., которая, на самом деле, имеет мало отношения к картографическому сервису. Речь идет о схеме линий московского метрополитена, которая позволяет по двум станциям вычислить оптимальный маршрут поездки и среднее время в пути. Мелочь, конечно, но все равно приятно.
Google Maps
Заходя на сайты иностранных компаний, всегда удивляешься, как там все хорошо выглядит — «и трава там зеленее, и небо голубее». Нельзя сказать, что «Яндекс.Карты» выглядят плохо — просто Google Maps, как и любой сервис Google, выглядит лучше некуда. Пожалуй, только великие дизайнеры или психологи смогут объяснить подобный эффект, так что мы не будем углубляться в этот вопрос. Лучше займемся делом и разберемся с функциями, которые предлагает своим пользователям Google Maps.
Базовые функции
Как уже упоминалось, работают гуглокарты помедленнее Я.К. Также несколько расстроило отсутствие возможности оперативно переключаться между городами, которая есть у «Яндекс.Карт». В гуглокарте остается либо вводить название города в форму поиска, либо искать его вручную на карте Мира. Таким образом, заранее не знаешь, существует ли вообще карта для искомого города. Но все это с лихвой окупается — у Google есть карты гораздо большего числа российских городов, нежели у «Яндекса». Там где отечественный сервис стыдливо показывает серые квадраты с надписью «Для этого участка местности нет данных» или вместо города демонстрирует пятно, Google дает пусть не очень подробную, но вполне удобоваримую карту. Конечно, маленькие города у Google тоже отображены пятном, но зато подробно описаны те областные центры, до которых у «Яндекса» еще не дошли руки.
Что касается режимов отображения карт — их у Google тоже три, среди которых традиционная схема и «гибрид». Правда, отсутствует просмотр спутниковых снимков — с ними можно ознакомиться только в «гибридном» режиме. Собственно, ничего удивительного в этом нет — мало кому нужны спутниковые снимки в чистом виде. Третий режим просмотра карт — «ландшафт». Для чего нужен этот режим — загадка. Бесспорно, выглядит карта в «ландшафте» симпатично, но разумных применений ему придумать так и не удалось.
На мобильном устройстве просматривать карты также можно с помощью мобильного браузера или специальной программы. Она оказалась в работе несколько приятнее аналогичной утилиты «Яндекса».
Дополнительные функции
Самой интересной и чуть ли не единственной «родной» функцией Google Maps является возможность прокладывать маршруты между объектами. Подобного сервиса явно не хватает «Яндексу», который аналогично умеет прокладывать лишь маршруты по карте Метро.
Поиск по адресам в Google Maps отличается от яндексовского, но в целом плюсы и минусы уравновешены. Гуглокарта, к примеру, по названию улицы и номеру дома (без префиксов) выдала единственно правильный результат. «Яндекс» же продемонстрировал при аналогичном запросе ссылки на все близлежащие дома и объекты, в том числе и коммерческие — из-за этого на карте появилось слишком много неудобоваримых маркеров. Зато Google Maps хуже ищет объекты по их названию — по запросу «Манеж» нашлась лишь одноименная деревня в Московской области. Ну а «Кремль» нашелся лишь в Архангельской области, да и тот оказался поселком. В принципе, сложно упрекать Google в подобной недоработке — на карте правильнее всего искать по адресу, а не по названию объекта. Однако «Яндекс» все же реализовал поиск по названию, что порой оказывается удобным.
Поиск же по компаниям у Google реализован куда лучше, чем у «Яндекса». В Google Maps отображается список всех компаний в городе, отсортированный по удаленности от искомого места. «Яндекс» же ограничивается лишь объектами на близлежащих улицах. Таким образом, гуглокарта в большинстве случаев оказывается более удобной.
Отдельного внимания заслуживает возможность создавать собственные интерактивные карты, привязывая к ним разнообразный контент. На основе этой функции уже создано огромное количество карт, таких как, к примеру, «Карта цен на квартиры в Москве и Подмосковье».
Подведем итог
К сожалению, оба сервиса развиваются достаточно вяло. Учитывая обороты компаний, можно предположить, что создание подробнейших карт большинства городов России для них пустяк, однако «воз и ныне там». Ладно Google — компания все никак не соберется наконец масштабно придти на отечественный рынок. Непонятно, почему «Яндекс» не торопится прорабатывать это направление. Да, компании постоянно отчитываются о нововведениях, обновлениях карт и т. д., но темпы развития все равно оставляют желать лучшего.
Говорить о конкуренции в нише карт по этим же причинам сложно. Да и пользователи пока не проявляют значительного интереса к сервисам. В процессе подготовки материала был проведен небольшой опрос среди нескольких десятков пользователей, половина из которых может смело носить звание advanced user. Все они, конечно, слышали и о Google Maps, и о «Яндекс.Картах», но пользуются этими сервисами не очень часто, отдавая предпочтения сторонним картам для мобильных устройств, которые не требуют подключения к Интернету. Оно и понятно — карты могут понадобиться где угодно, а GPRS-трафик все же дороговат. Некоторые и вовсе пользуются завалявшимися автомобильными атласами, поскольку верят им больше, чем интернет-сервисам. Ну а если сравнивать частоту использования Google Maps и «Яндекс.Карт», то последний выигрывает по похожим причинам — многие доверяют именно отечественному сервису, полагая, что импортные карты России просто не могут быть подробнее и лучше родных. Конечно, эти стереотипы исчезнут, когда Google все же начнет масштабную экспансию на отечественный рынок.
Кроме того, потенциально у Google Maps есть фора — значительное преимущество сервису дают API-функции. К примеру, любой желающей без особенных сложностей может разместить у себя на сайте полноценную интерактивную карту определенного участка. Да и картографические социалки активно пользуются движком Google, что медленно, но верно приучает к нему пользователей. Кроме того, Google традиционно активно сотрудничает со сторонними разработчиками — на западе существует масса дополнительных сервисов для гуглокарты. Не исключено, что и «Яндекс» сделает подобный шаг, но компания никогда не сообщает о своих планах. Вероятно, с активизацией Google и развитием карт «Рамблера» и Mail.ru, «Яндекс» спохватится. Вот только когда это произойдет — загадка.
- 13.02.2008 в 14:28
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!