Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Милиция объявит «сезон охоты» на любителей пиратского ПО
Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Кепман Михаил
«Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд, как будто, не видна», - говорится в известной песне о сотрудниках милиции. Поскольку речь у нас идет о борьбе с пиратским софтом, то очевидно, что об опасностях и трудностях говорить бессмысленно, а вот «не видна» - это в точку. И на первый взгляд не видна, и на второй. Мы целую неделю рассуждаем об этой проблеме, и каждый раз убеждаемся, что борьба если и ведется, то имеет вялотекущий и показательный характер.
К сожалению, приходится признать, что чуть ли не единственная возможность окончательно искоренить пиратство – борьба с пользователями. Они, а точнее - мы, привыкли к безнаказанности и халяве. И мы же сокрушаемся порой, почему в нашей стране живется так плохо, и приводим в качестве примера процветающую Европу. Мало кто знает, как, к примеру, в Германии в первой половине прошлого века власти боролись с безбилетными пассажирами в поездах. Их расстреливали. Жестоко, бесчеловечно, но действенно. Хватило нескольких эпизодов, чтобы вся страна разом поняла – шутить с ними никто не собирается. До сих пор жители Германии, по крайней мере, коренные, не садятся в поезд без билета. Не потому что боятся наказания – контролер в поезде для них редкость, просто они осознают, что этого делать нельзя. Точно так же они относятся и к пиратскому софту – нельзя и все тут.
Чтобы победить пиратство в России, расстреливать пользователей, конечно же, не придется. Будет достаточно к активной просветительской работе, которая уже сейчас ведется, добавить нескольких судебных процессов, чтобы наглядно объяснить населению - за преступлением все-таки может последовать наказание. Видимо, это и пытались сделать посредством «публичной порки» директора сельской школы Александра Поносова, но тогда все переросло в фарс, и эффект от акции был обратным – население посочувствовало нарушителю, лишний раз обозвав суровую власть капиталистическими наймитами.
На самом деле, технически вычислить пользователей нелегального ПО не так уж и сложно, так что все нарушители потенциально под прицелом. Рано или поздно борьба начнется, и сегодня мы решили разобраться, какая именно участь постигнет любителей «крякнутого» софта.
«С точки зрения отечественного законодательства, программное обеспечение - разновидность литературных произведений, поэтому все, что относится к первым, относится и ко вторым. Соответственно, правонарушитель может быть привлечен к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, - рассказывает Антон Серго, возглавляющий юридическую фирму «Интернет и Право». - Если речь о гражданско-правовой ответственности, то с нарушителя можно потребовать выплаты компенсации в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб. или в двукратном размере стоимости экземпляров произведений, либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений. При этом обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.
Если говорить об уголовной ответственности, то, согласно ст.146 УК РФ, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет».
«Уголовная ответственность наступает, в основном, только для корпоративных нарушений, поскольку должен иметь место крупный ущерб правообладателя – от 50 тыс. рублей, - добавляет Виктор Наумов, партнер юридической фирмы «Байтен Буркхардт». - Преступление относится к тяжким, и за него может наступить наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет. В последние полтора года количество приговоров по соответствующей 146 ст. УК РФ резко увеличилось, до этого случаи привлечения к уголовной ответственности считались единичными».
Несмотря на то, что максимальную ответственность по эти статьям несут юридические лица, у частных пользователей также есть реальный шанс лишиться кругленькой суммы. Другое дело, что «охотиться» за ними, по словам Антона Серго, - занятие более хлопотное. Он подчеркивает: «Пока рядовой пользователь сравнительно в безопасности, но это не навсегда. Опыт последних лет наглядно показывает, что поймать не сложно и отработанные методики существуют. Количество же правонарушителей сегодня существенно превышает возможности правоохранительных органов».
«Ресурсов у правоохранительных органов все больше и больше, - продолжает Виктор Наумов. - Активно в ряде регионов против нарушителей работают сами правообладатели и специально созданные организации. Однако исключительно карательные меры целиком явление не изживут и, более того, наверное, даже и не уменьшат до разумных для этого сегмента экономики пределов. Основными причинами такой устойчивости являются низкая покупная способности основной массы населения и невысокая правовая культура с особенностями национального правосознания: для большинства пиратство – это либо не преступление, либо малозначительное правонарушение».
Похожую точку зрения выcказывает и Антон Серго: «Я думаю, юридические методы (точнее карательно-устрашающие публичные мероприятия) наглядны и понятны, но не считаю, что они эффективны в масштабах всего общества, так тут надо бороться с менталитетом и стремиться к повышению уровню доходов населения и/или снижению до максимально возможного уровня стоимости программного обеспечения. Подобные эксперименты проводились на рынках видео и DVD-продукции, а также отдельных компьютерных игр. Очевидно, что когда пользователь видит продукт за 110 рублей лицензионный и за 100 контрафактный, он предпочтет лицензионный - у пользователя уверенность в качестве, в техподдержке и пр.».
Да, все методы хороши, но только в совокупности. Наказание пользователей - мера не основная, и все же необходимая. Можно привести достаточно циничный пример: если человек голоден, но, не имея денег, украдет что-либо в магазине – его вряд ли кто-то пожалеет, даже осознавая всю безысходность ситуации. Когда речь идет о рынке ПО, то выбор у пользователей всегда есть – существует масса бесплатных или очень дешевых продуктов, которые могут полноценно заменить стандартный набор дорогостоящего софта. Другое дело, что у пользователей нет мотивации переходить с пиратских продуктов на бесплатные, поскольку софт известных вендоров всегда на шаг впереди бесплатных аналогов. Если каждый будет осознавать, что наказание вполне реально, то этот переход у неплатежеспособных граждан произойдет быстро и практически безболезненно. Чтобы спровоцировать его вовсе не обязательно сразу штрафовать на огромные суммы, или сажать в тюрьму – достаточно дать понять, что это возможно. Если участковый милиционер постучится в дверь и лишь сообщит пользователю о том, что «органы» в курсе его противоправной деятельности, то вряд ли у кого хватит выдержки продолжить пользоваться пиратским ПО. К тому же выявить нарушителей не так уж и сложно. Вот только органы не осознают этого, предпочитая проводить не простую разъяснительную работу, а сразу карательную, требующую привлечения массы ресурсов. Поэтому-то на всех нарушителей у милиции не хватает ни сил, ни времени, ни финансирования.
Спонсор «Темы недели»
- 00.00.0000 в 00:00
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости
кровати односпальные