Потребительская корзина с лицензионным уклоном

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Кепман Михаил Рубрики: мнения
Тематика: ozon.rusoftkeyОбществоэкономика
Потребительская корзина с лицензионным уклоном Рассуждая недавно о причинах, побуждающих россиян использовать пиратский софт, мы упоминали, что в определенный момент лицензионного ПО в стране просто не было. Сейчас, конечно, ситуация изменилась – появилось огромное количество магазинов, как сетевых, так и обычных. На этот раз мы решили выяснить, способны ли крупные интернет-магазины удовлетворить потребности пользователей.
Для начала мы поинтересовались, какие именно программы больше всего интересуют покупателей. «Наиболее популярно ПО, которое обеспечивает нормальную работу на ПК – это операционные системы, офисные приложения, антивирусные программы и решения для создания комплексной информационной безопасности, почтовые клиенты, а также серверное ПО, - рассказывает Татьяна Цветкова, руководитель отдела маркетинга SoftKey. - Когда все это на компьютере уже есть, пользователь приходит за прикладными программами – графическими и дизайнерскими решениями, играми, электронными переводчиками и различными утилитами». На Ozon.ru, к примеру, ситуация иная. Олег Федотов, руководитель отдела софта интернет-магазина, рассказал нам, что там лучше всего продаются компьютерные игры и обучающие программы (энциклопедии и справочники).

Отрадно, что сейчас в интернет-магазинах можно найти не только классические популярные приложения, но и достаточно экзотические и редкие. Это несомненный плюс, поскольку зачастую пользователи вынуждены использовать пиратский софт из-за того, что найти и купить лицензионную версию трудно. По словам Татьяны Цветковой, каталог программных продуктов SoftKey включает более 12 тыс. позиций и постоянно пополняется. Стоит отметить, что магазины активно реагируют на спрос и в угоду пользователям пополняют свои каталоги. «Бывает, что о неизвестном нам ранее ПО мы узнаем из запросов наших клиентов, - рассказывает Татьяна Цветкова. - Так, некоторых пользователей интересует достаточно нестандартное программное обеспечение: например, решения для работы с медицинским оборудованием, программы для работы на бирже, для печати штрихкодов, софт от японских разработчиков. Очень часто поступают запросы на программы для обработки видео и звука, утилиты для программистов».

«Мы работаем только с крупными издателями ПО и развлекательных программ, поэтому ассортимент достаточно традиционен, - рассказывает Олег Федотов. – Спрос на дорогие операционки (та же «Виста») и антивирусные программы растет и довольно быстро, особенно в этом году. Наш покупатель также любит коллекционные издания компьютерных игр, выходящие ограниченным тиражом, которые в обычных магазинах трудно найти».

Если с ассортиментом интернет-магазинов мы разобрались, то с динамикой спроса все не так просто. Она нестабильна, что свидетельствует о неоднозначном отношении пользователей к лицензионному софту. Однако, в основном, ситуация улучшается. Об этом рассказывает Татьяна Цветкова: «На динамику спроса в нашем интернет-супермаркете влияют как внешние факторы: обычная сезонность (характерная особенно для заказчиков из государственных структур), государственная политика по ужесточению авторского законодательства, общий экономический рост, сопровождающийся повышением доходов населения, - так и внутренние мотивы, к которым относится изменение существующих в обществе стереотипов по отношению к пиратству и легальности».

Также стоит отметить, что, в отличие от других сегментов рынка, интернет-магазины не могут полноценно регулировать свою ценовую политику. Это связано с тем, что многие разработчики - например, практически все производители антивирусов - просто запрещают изменять официальную цену. Фиксированные цены, конечно, усложняют жизнь продавцов, но зато здоровая конкуренция порождает и ряд позитивных моментов. Такая конкуренция ведется на уровне сервисов, удобства интерфейса, условий доставки, разнообразия вариантов оплаты и т.д. Так что и здесь пользователи остаются в выигрыше.

Что касается прогнозов на будущее, все опрошенные нами эксперты заявили в один голос, что продажи в интернет-магазинах будут неуклонно расти. «Скачок роста продаж лицензионного программного обеспечения уже произошел, и, по нашим прогнозам, активный период легализации будет длиться еще два-три года – так уже было в Польше, а теперь подобная тенденция наблюдается и в России, - говорит Татьяна Цветкова. - Хотя есть вероятность, что у нас, по причине большей емкости рынка, этот процесс может занять более длительное время. Сначала легализуются корпоративные, а потом уже частные пользователи. По завершении всеобщей легализации рост продаж замедлится и стабилизируется на уровне 20%».

«Скачок продаж, если он и будет, произойдет в таких сегментах ПО, как видеоигры для игровых приставок и лицензионные программы для бизнеса и дома: операционные системы, антивирусные программы и т. д. – все то, что до последних лет в России покупалось у пиратов из-за высокой стоимости самих программ. Остальные направления также будут расти, но не такими высокими темпами», - уверен Олег Федотов.

Всеобщая легализация, конечно, дело хорошее, но поверить в такое «светлое будущее» лицензионного софта все еще трудно. Хорошо, что продажи в интернет-магазинах показывают внушительные темпы роста, но пока это лишь капля в море. Да и отчаянная борьба с пиратством, по сути, вряд ли сможет в корне изменить ситуацию. Мы убедились, что на сегодняшний день любой желающий может приобрести даже самый экзотический софт, не говоря уже об операционных системах и офисных пакетах. Остается нерешенной лишь самая важная проблема: покупать его не на что. Рассуждая о морально-этической стороне пиратства, мы упоминали статистику, согласно которой подавляющее большинство пользователей признает, что лицензионны софт – это здорово. Однако другая статистика свидетельствует о том, что среднестатистический россиянин тратит лишь на питание от 50 до 75% своей зарплаты. Это является очень печальным показателем. Фактически, большая часть населения страны вынуждена выбирать между пищей и легальным софтом. Разумеется, не в пользу последнего.

Спонсор «Темы недели»


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100