Российский eBay: история без настоящего

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Кепман Михаил Рубрики: мнения
Тематика: BayRueBaymail.ru\"Молоток.ру\"\"Финам\"
Российский eBay: история без настоящего На Западе интернет-аукционы уже давно являются очень доходным бизнесом. Чистая прибыль одной лишь компании eBay, чье название веселит большинство русскоязычных пользователей, составила во втором квартале нынешнего года $454 млн. Общий же объем платежей, проведенных через систему, достиг $11,69 млрд.
На фоне этих показателей отечественные интернет-аукционы выглядят удручающе. По оценке «Финама», российские пользователи тратят на аукционах лишь $100 млн. в год, что почти в 500 раз ниже показателей одного только eBay. Сегодня мы решили разобраться, почему отечественные компании так отстают от западных коллег, и каковы перспективы российского рынка.

Как оказалось, причины застоя на отечественном рынке интернет-аукционов вполне закономерны. В первую очередь, влияние оказывает низкий уровень проникновения Интернета и слабое развитие электронных платежных систем. Владислав Кочетков, пресс-секретарь ИК «Финам», отмечает, что даже несмотря на эти проблемы рынок будет ежегодно расти на 25-30%, но сам сегмент еще долго останется «вторым эшелоном».

Антон Иванов, вице-президент компании BayRu, также называет «недоразвитость» отечественных платежных систем серьезным сдерживающим фактором: «Этот бизнес станет более популярным с увеличением использования пластиковых карт в России. Интернет-аукционы должны сконцентрироваться на построении доверительных отношений между обществом и электронной коммерцией. В противном случае этот бизнес никогда не станет успешным». Он отмечает, что компания eBay укрепляет свои позиции, выходя на новые рынки во всем мире. Российским же компаниям это не под силу, поскольку они пока не могут сформировать собственный.

«В настоящий момент интернет-аукционы в России не отличаются большими оборотами. Их платные услуги не слишком дороги, да и возможностей избежать платы за совершенную сделку немало, поэтому доходы интернет-аукционов пока сложно назвать выдающимися,- рассказывает Мария Грачева, директор по маркетингу системы «Яндекс.Деньги». - Для успешного развития сектора аукционов необходима уверенность пользователей в добросовестности продавцов и возможность быстро и надежно получить купленный товар. Россия известна своими просторами, и в силу этого отправленный продавцом товар может элементарно не дойти до покупателя или дойти до него через год, а возврат средств в этой ситуации не поддается осмысленной с точки зрения законодательных регуляторов автоматизации. Точно так же продавцы не настолько доверяют покупателям, чтобы отправлять товар без предоплаты. Поэтому можно, конечно, ожидать локального развития аукционов внутри крупных городов, но явно не в масштабах всей России».

Чтобы доверительные отношения между пользователями аукциона и платежными системами действительно возникли, необходим гарант, роль которого и должен выполнять аукцион. eBay, к примеру, навязчиво рекомендует пользоваться платежной системой PayPal, причем к оплате с ее помощью можно перейти прямо из интерфейса аукциона. «Молоток» же, напротив, предлагает пользователям самостоятельно производить взаиморасчеты. В то же время очевидно, что связка eBay и PayPal сыграла значительную роль в успехе компании. Конечно, тот факт что платежная система принадлежит аукциону упростил интеграцию, но и отечественные платежные сервисы могли бы успешно сотрудничать с интернет-аукционами. Сейчас с их помощью пользователи оплачивают лишь посреднические услуги, в то время как до взаиморасчетов пользователей еще ой как далеко. По словам Павла Токарева, возглавляющего «Молоток.ру», компания заинтересована в подобном сотрудничестве, и в ближайшее время пройдут переговоры по реализации такой программы. В то же время отечественные платежные системы не проявляют особенного желания тесно сотрудничать с онлайн-аукционами, так что о популярности заграничных коллег «Молотку» пока остается только мечтать.

Даже если абстрагироваться от успехов западных компаний, обстановка на российском рынке все равно остается удручающей. На деле можно говорить о монополии компании «Молоток.ру», которая, по оценке «Финама», подмяла под себя 60% рынка. Владислав Кочетков отмечает, что в будущем доля компании может повыситься до 80% в результате объединения с Aukro.ru. Поскольку, как мы сообщали ранее, за «Молоток» взялись западные инвесторы, остальным игрокам придется приложить серьезные усилия, чтобы сохранить свою и без того скромную долю на отечественном рынке.

«Молоток.ру» стал единственным интернет-аукционом в России прежде всего потому, что был первым, и его поддержал такой гигант как Mail.ru, - считает Антон Иванов. - Кроме того умная маркетинговая компания сделала этот бренд известным каждому пользователю Интернета. Остальным компаниям будет трудно обогнать лидера – бренд играет в этом бизнесе решающую роль». Действительно, в свое время появилась масса различных аукционов, но только «Молотку» удалось выжить, пригревшись под крылом Mail.ru.

Примечательно, что даже лидера отрасли, компанию «Молоток.ру», полноценным аукционом можно назвать лишь с натяжкой. По мнению Натальи Шахгедановой, директора по связям с общественностью «Рамблерa», до сих пор отечественные «аукционы» выполняли лишь информационную функцию. «Никаких принципиальных отличий от сайтов онлайн-магазинов или досок объявлений интернет-аукционы не имели», - заявляет она. Компания QXL Ricardo plc., недавно ставшая инвестором «Молотка», планирует исправить эту ситуацию, переведя аукцион на новую торговую платформу. Выходит, формирование цивилизованного отечественного рынка интернет-аукционов еще впереди.

Рассуждая о факторах, тормозящих развитие сетевых аукционов, нельзя забывать и об особенностях отечественной аудитории. После распада СССР и ряда кризисов, всколыхнувших Россию в постсоветский период, разрыв между социальными слоями только увеличился. Подавляющая часть населения не хочет рисковать и без того скромными сбережениями, покупая что-либо с помощью онлайн-аукционов. В принципе, это недоверие вполне закономерно – финансовые пирамиды и прочие гербалайфы надолго запомнятся нынешним поколениям. Тем более, число мошеннических схем с годами растет, и мало кто хочет попасть впросак. У многих пользователей интернет-аукционы до сих пор ассоциируются со стихийными рынками, которыми все успели насытиться в постперестроечный период. Ну а на рынке, как известно, без обмана не проживешь, так что люди испытывают закономерный страх перед покупками вне крупных торговых центров.

Состоятельные же россияне, если и пользуются интернет-аукционами, то предпочитают западные компании - eBay, Yahoo!Auctions и Interbid.com. Да и они востребованы лишь в том случае, если желаемый товар невозможно приобрести в России. В первую очередь, речь идет о высокотехнологичных устройствах, которые не поставляются в нашу страну. В то же время западные онлайн-аукционы не спешат осваивать отечественный рынок. Пока они проявляют к нему интерес лишь через партнеров, поскольку на активно растущей российской интернет-аудитории рано или поздно можно будет неплохо поживиться.

В заключение хочется обратить внимание на еще одну национальную особенность, имеющую место разве что в России и странах СНГ, которая, напротив, способствует развитию онлайн-торговли. Речь идет о чудесных манипуляциях таможенников, которым позавидует даже Дэвид Копперфилд. В последние годы появлялась информация о многочисленных эпизодах, когда на границе «испарялись» крупные партии сотовых телефонов или ноутбуков, которые потом «всплывали» даже в крупных торговых сетях. О тотальной коррумпированности чиновников говорить нельзя, но по данным надежного источника как минимум две таможни практикуют подобные схемы. Даже если груз оформлен совершенно законно, с него неизбежно «снимают пробу». 10-15 ноутбуков не сделают погоды поставщикам, а вот для таможенников это неплохая прибавка к зарплате. Изъятые устройства сбываются зачастую именно на различных онлайн-аукционах или через газеты бесплатных объявлений. Редко покупатели задаются вопросом относительно происхождения товара, поскольку его цена приблизительно на треть ниже рыночной.

Из вышесказанного можно сделать простой, хотя и несколько печальный вывод. Когда тормозящие факторы (низкое проникновение Интернета и слабое развитие платежных систем) перестанут сдерживать рост отечественных онлайн-аукционов, их окончательно захлестнет поток контрафакта. Контролировать легальность сделок в рамках аукциона практически невозможно, так что это, в свою очередь, даст сильный толчок отечественному рынку. Тогда и покупатели будут довольны (многим все-таки «приятнее» купить краденое, прикрываясь слоганом «Если нет разницы, то зачем платить больше?»), и российские интернет-аукционы будут процветать.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
тумба для обуви Астра