Меганиши - тонкие слои огромного интернет-пирога
Канадский системный администратор обменивался с друзьями рингтонами, фоновыми картинками для меню телефона, а затем начал писать о своей «мобильной страсти» на собственной веб-страничке. Посетители сайта стали задавать вопросы Чуи по мобильной тематике, и скоро он оказался буквально завален ими. "Я понял, что было бы значительно удобнее, если бы люди задавали вопросы в форуме, - говорит Чуи, - чтобы каждый мог почерпнуть из ответов что-то полезное". Так появился на свет специализированный форум, посвященный мобильным телефонам HowardForums.
Дискуссии на HowardForums посвящены нишам внутри большой ниши. Обсуждения разделены по операторам мобильной связи и производителям телефонов: Cingular, Motorola, Nokia и т. д. Внутри этих разделов есть подразделы, например, "устранение неисправностей", "моддинг" (самостоятельное изменение внешнего вида устройства, в данном случае телефона), а подразделы уже делятся на отдельные темы, например, обсуждение прошивок (встроенное в телефон базовое ПО) телефона ROKR или служба работы с покупателями Verizon. Сколько людей может быть заинтересовано в обсуждении столь специфических тем? Оказывается, огромное количество. Тема о новом телефоне Motorola SLVR менее чем за год была просмотрена 250 тыс. раз. Что касается общего количества просмотров тем на сайте, то в 2005 году оно составило 250 млн., а в 2006 данное число стремится к 300 млн. Другими словами, Чуи открыл меганишу.
Меганишей можно считать небольшой сегмент Сети, который, несмотря на свой мелкий «калибр», представляет порядка 1 млн. пользователей. Меганиша - это нечто новое, что будет иметь устойчивое влияние на онлайн-бизнес и культуру.
Большую часть последнего 10-летия основная стратегия строительства успешного сайта отражалась во фразе: "Расширяйся, найди свою нишу или уходи из бизнеса" ("Get big, get niche, or get out"). Можно ориентироваться на широкую аудиторию (пример Yahoo или Google) или же сфокусироваться на определенной группе пользователей (Slashdot). Первый вариант дает низкую норму прибыли при больших объемах, второй – работает по обратному принципу. Ну а что касается третьей части фразы, то "уходить из бизнеса" приходилось тем, кто пытался оказаться посередине двух других принципов.
Так было, когда онлайн присутствовали лишь 36 млн. человек. Теперь же, когда более миллиарда пользователей имеют доступ к Интернету, больше не требуется выбирать между масштабом и специализацией. Базовый расчет прост: маленький кусочек безразмерного пирога велик. Десять лет назад, привлекая 0,1% онлайн-пользователей, вы получали 36 тыс. человек – цифра, мягко говоря, небольшая и сравнимая с ежедневным тиражом какой-нибудь газетки в захолустном городке. Дабы привлечь внимание 1 млн. посетителей Интернета, приходилось организовывать глобальные проекты, направленные на привлечение внимания среднестатистического пользователя (Amazon.com, MSN и др). Теперь же, заняв определенную нишу, вы получаете доступ к огромному количеству людей; сегодня 0,1% веб-аудитории - это 1 млн. человек. Сегодня Сеть битком набита сайтами и сервисами с такой информационной направленностью, о которой вы и не слышали, при этом количество пользователей таких ресурсов исчисляется сотнями тысяч человек.
Персонал HowardForums.com состоит из 2 штатных служащих – это Чуи и его жена, а также 40 добровольцев – модераторов форума. Доход, сумму которого Чуи отказался разглашать, получается за счет нескольких видов рекламы (баннеры, рекламные вставки Google) и нескольких торговых площадок, представленных в рамках форума. Что же касается популяризации сайта, то в данном случае все просто: "Люди, занимающиеся мобильным бизнесом, отправляют своих клиентов на форум, если не могут ответить на тот или иной вопрос", - говорит Чуи.
Пользователи сотовых телефонов вряд ли могут образовать нишевый рынок –степень проникновения мобильных устройств на рынки США, Европы и Азии составляет около 70%. Но оказывается, лишь малая часть таких пользователей хотят лучше разобраться в своих мобильных телефонах, например, научиться передавать файлы по беспроводному каналу Bluetooth, обновлять прошивку телефона и т. д. Люди приходят в HowardForums не потому, что этот форум может дать ответ на любой вопрос. Они приходят, так как хотят получить подробные ответы на любой вопрос по определенному узкоспециализированному предмету.
Меганишевые сайты часто основаны на освещении широко популярных тем, но эти темы подразделяются на узкоспециализированные секции, которые сложно найти на общем рынке. Gaia Online, например, - это сообщество любителей аниме, но не простых фанатов: посетители данного ресурса хотят не только смотреть японские мультфильмы, но и делиться своими впечатлениями и творческими мыслями, используя такие возможности, каких не предоставляют обычные средства массовой информации.
Веб-страницы Gaia представляют собой нечто среднее между форумом и многопользовательской ролевой онлайн-игрой (Massively Multiplayer Online Role-Playing Game). Пользователи создают собственные широкоглазые аватары, дабы принимать участие в обсуждениях, играх, вступать в гильдии и делиться оригинальными иллюстрациями и историями. Основанный в 2003 году, сайт начинал свой путь как набор ссылок. Теперь в его активах 4 млн. зарегистрированных пользователей. В каждый момент времени фанаты закачивают на сайт тысячи рисованных от руки картинок (сейчас коллекция пользовательских работ насчитывает около 100 тыс. экземпляров и постоянно увеличивается), делятся рассказами (сотни оригинальных историй вывешиваются каждый месяц), общаются в чатах (700 млн. сообщений) и приобретают внутриигровые предметы за деньги, имеющие хождение на сайте - Gaia Gold (эту валюту можно заработать в рамках игровых мероприятий Gaia или же купить на вторичном рынке eBay).
Если вы ничего не слышали о сайте Gaia, то в этом нет ничего странного. Несмотря на размеры, он имеет слишком узкую специализацию. Ролевые аниме-игры и инструкции о том, как рисовать девочек с по-настоящему большими глазами, абсолютно неинтересны 99,9% веб-населения. Ну, а оставшийся 0,1% людей - это та аудитория, на привлечение которой во время бума ".com" сайты с венчурной поддержкой тратили миллионы долларов – и в основном так и не смогли добиться положительных результатов. Ресурс Gaia смог привлечь огромное количество людей малыми средствами, потому что он не пытался быть всем для всех людей. В результате сайту не требуется рекламировать себя широкой публике, чтобы привлечь внимание своей аудитории.
Еще одна причина, по которой вы могли не знать о Gaia, заключается в том, что медиа-культура Интернета все еще не догнала СМИ реального мира. Многие люди до сих пор считают, что телевизионные шоу более популярны, чем веб-сайты. Но так было в дни становления Сети, когда торговая марка традиционной сети, студии или печатного издания могла привлечь большую толпу людей, чем онлайн-стартап. Но с развитием Сети росла и онлайн-аудитория. По данным comScore, в августе 2006 года сервис Gaia привлек около миллиона уникальных посетителей, что равняется показателю двух вместе взятых широкопрофильных сайтов RollingStone.com и MaximOnline.com. Если подсчитать количество просмотров страниц, то здесь сравнение тоже совсем не в пользу ориентированных на широкую аудиторию сайтов. Из статистической информации, представленной Alexa – сервисом компании Amazon, видно, что количество ежемесячных просмотров страниц на Gaia (27,5 за каждый визит) превысило результаты не только RollingStone.com (2,9), но и MSNBC.com (1,8), и Oprah.com (6,9). При правильном выборе ниши привлечение пользователей обойдется недорого, их будет много, и к тому же они еще демонстрируют высокую активность и преданность сайту.
Хотя Gaia может вызвать замешательство и непонимание со стороны людей, далеких от красавиц в мини-юбочках и с гипертрофированными глазами, но эта ниша легко распознаваема. Фанаты аниме, выражающие свою индивидуальность в собственноручно нарисованных аватарах, имеющие достаточно свободного времени на создание тематических рассказов и иллюстраций, представляют определенную демографическую группу. Но феномен меганиши не ограничивается так называемыми вертикальными категориями, такими как обладатели высокотехнологичных телефонов или ярые фанаты аниме. Меганиши могут быть ориентированы на любую тему, даже такую, о которой пользователи и не подозревали, пока не попали на веб-сайт, представляющий подобную сферу интересов.
Взглянем на YTMND.com. Вокруг фразы "You're the man now, dog" (на русский можно перевести как "Ты теперь мужик, собака"), произнесенной в фильме 2000 года "Найти Форрестера" (Finding Forrester), главную роль в котором играл известный актер Шон Коннери (Sean Connery), образовалась целая культура. Очарованный тем, что престарелый шотландец пользуется сленгом гетто, Макс Голдберг (Max Goldberg), в то время 19-летний программист, решил прославить стиль данного персонажа фильма и вывесил данную фразу на Yourethemannowdog.com. Схема веб-страницы была до абсурда проста: размноженный бесконечное количество раз кадр из фильма, изображающий Шона Коннери, произносящего эпохальную фразу, и собственно сама фраза, выполненная объемным шрифтом; позднее сюда был добавлен соответствующий аудиоклип. Это была глупая реклама посредственного фильма, но она «зацепила».
«Однажды я взглянул на статистику сайта и увидел, что его посещают несколько тысяч человек в день, - вспоминает Голдберг. - Я был поражен. Затем несколько моих друзей взяли HTML-код страницы и переделали изображение, текст и звук, чтобы обновить сайт, не изменяя его до неузнаваемости". В сущности Голдберт случайно придумал новую форму онлайн-искусства, достаточно гибкую, чтобы привлечь людей, обладающих сходным "чувством абсурда". "И тогда я решил создать YTMND.com".
Теперь YTMND.com содержит тысячи созданных пользователями веб-страниц, в которых скомбинированы фоновая картинка, звуковой клип и примитивная анимация. Эффект от таких страниц часто получается смешным, но обычно непонятным, что-то типа интернет-шутки, понятной только посвящённым. Тем не менее, YTMND привлекает огромное количество людей и явно подходит под определение меганиши.
Ежемесячно ресурс посещают около миллиона уникальных пользователей, из которых более 100 тыс. создали тематические странички. Получая поддержку в виде дохода от рекламных вставок Google, Голдберг занимается системным администрированием проекта, но в остальном старается оставаться в стороне. "Сайт работает сам по себе", - говорит он. Успех Голдсберга показывает неожиданную мощь меганиши: то, что начиналось как отдельный жест сарказма, может стать самой большой кулуарной шуткой в мире.
Концепция меганиши была выведена совершенно случайно: при просмотре нескольких тысяч самых популярных веб-сайтов в списке Alexa. После того как были отсеяны известные медиа-издания, популярные бренды, веб-маркетинговые фирмы и порносайты, остались неизвестные и сложно поддающиеся классификации веб-ресурсы. Здесь были узконаправленные сообщества (HowardForums и Gaia, плюс такие сайты как CollarMe, LifeTips и SwapperNet), дурацкие «развлекалки» (Consumption Junction, Funny Junk, I-Am-Bored.com, Shoosh Time), специализированные коммерческие предложения (NextPimp, YachtWorld) и творческие форумы (4Chan, FanFiction.net и YTMND.com).
Многие из этих сайтов имеют нетрадиционные концепции, контент и дизайн, но все они генерируют существенный трафик. А трафик означает потенциальные доходы, что делает меганиши выгодным бизнесом, а также культурным феноменом. Созданный пользователями контент является последним писком моды в сегодняшней системе онлайн-бизнеса, и в меганишах существует перспектива производства большого количества такого контента. Эти сайты создают онлайн-недвижимость, идеально подходящую для дешевых автоматических рекламных вставок. Прибыль получается не засчет качества контента, а засчет объема страниц.
Не так давно рекламодатели отгораживались от созданных пользователями страниц. Банер на странице Tripod – это можно, но ни один уважающий себя рекламодатель не рискнул бы поместить рекламу своей суперпопулярной торговой марки на странице чата, где студенты-первокурсники обсуждают подробности недавних пьяных посиделок. Но времена меняются. Программа Google AdSense привнесла в Сеть новый стиль рекламы и привлекла новых рекламодателей, которые не рассматривают онлайн-пространство как дополнение к печатной рекламе. Неожиданно сайты, которые ранее зависели от пожертвований пользователей, получили возможность иметь собственную бизнес-модель.
Меганишевые сайты, создание и запуск которых обходится совсем недорого, которые привлекательны для огромного количества заинтересованных пользователей, могут дать начало новой золотой "интернет-лихорадке". С другой стороны, дни сайтов с многомиллионной аудиторией, созданных по внезапному импульсу, вероятно, уже сочтены. Gaia, HowardForums и YTMND были запущены несколько лет назад. Они начинались с хобби, занимали определенную нишу и невероятно разрослись со временем. К сожалению, желающие использовать ту же стратегию несколько опоздали, все места уже заняты. Приток рекламных денег стал стимулом к созданию массы подобных сайтов, но не их развитию. Более того, эра стремительного расширения Интернета прошла. Количество интернет-населения за последние десять лет выросло на два порядка; в течение этого времени аудитория конкурентоспособных сайтов увеличивалась автоматически. Но при миллиарде пользователей Сеть уже не сможет вырасти еще на порядок. Будущим сайтам, следующим по стопам HowardForum и Gaia, удастся привлечь новых пользователей, только отвлекая их внимание от других сайтов.
Однако конкурентный натиск со временем ослабнет, и меганиши станут постоянной частью интернет-пространства. Между такими проектами «все в одном», как Wikipedia и West Iceland Tourist Guide, тысячи сайтов будут обслуживать сотни тысяч и даже миллионы человек. Массовая культура все так же будет существовать, но к основному направлению присоединятся бесчисленные меганиши, каждая из которых будет отражением безграничного числа людских интересов и вкусов и напоминанием о том, что даже самый своеобразный интернет-житель может поделиться шуткой с миллионом своих лучших друзей.
Источник: Wired Magazine
- 12.12.2007 в 21:03
- 4 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!