Паралич философа

Опубликовано: 25.01.2008, 13:22 Автор: JB57
Тематика:
Паралич философа Когда видишь, как Бритни Спирс показывает средний палец из телевозора, понимаешь, что детство ушло. Потом показывают зону бикини Гвен Стефани, и становится понятно, что на смену ему пришло другое. Вот такие они, поп-звезды. Формируют общественное сознание.
А вот - андерграундный хип-хоппер Aesop Rock, который, если хотите, на ровном месте сформирует вам антиобщественное.

Альбом: None Shall Pass
Год: 2007
Label: Definitive Jux Records

Aesop Rock (Ian Matthias Bavitz, если это важно) – старая звезда Нью-Йоркского андерграунда, и одновременно этакий идеальный андерграундный-DIY рэпер. Его идеальная success story похожа на жизнь Пушкина: в ней было всё. Первый свой альбом Music For Earthwords Иан записал в 1997 году, во время работы официантом в одном из Нью-Йоркских кафе. Кафе, видимо, располагалось недалеко от одной из записывающих студий, потому что уже на первом альбоме к Aesop’у присоединился любимчик старших братьев по индустрии и обладатель награды журнала Source за самую цитируемую (!) рэп-лирику Percee P. Обозначив, таким образом, себя среди своих, Aesop-официант в 1999м записал еще один альбом Appleseed, ныне ставший дорогим раритетом, и с тех пор записывался только на лейблах.
Слава пришла в 2002 году, вместе с титулом рупора «маленьких людей». Сингл Daylight, вышедший в 2002 году стал для Aesop’a судьбоносным. Как большая часть творчества Aesop'a, он был посвящен проблемам и внутреннему миру обслуживающего персонала, мелких клерков, и прочих биоаксессуаров. После этого сингла Aesop'a действительно услышали массы. Десять лет на сцене - десять лет любви от маленьких белых воротничков: Aesop и поныне рассказывает нам о проблемах в меру униженного и немного оскорбленного класса. Как результат - промо-контракт с фирмой Nike в 2007 году, и, на сегодняшний день, альбом None Shall Pass.

Mic Work

Стиль Aesop’a как МС многие называют спорным. Спорить о нем действительно можно долго. Дело в том, что из всех выразительных средств этот исполнитель выбрал почему-то бубнеж. То, что попадает в уши человеку, в первый раз слушающему Aesop’a это не просто непривычно, а порой трудно и на слова разделить. Aesop разговаривает
будто бы и не с нами, а с микрофоном или с продюсером за стеклом. Все осложняется ритмическим строем его стихов. Складывается впечатление, что Aesop начинает писать стихи, отталкиваясь от какого-то пришедшего ему в голову предложения слов из пяти. Потом к нему рифмует еще одно распространенное. К нему третье. И припев. Никакой четкой ритмики при этом ждать, естественно не приходится. На выходе мы получаем этакого аутистического исполнителя, плюющегося в микрофон трехэтажным символизмом. Идею из-за этого воспринимать трудно, и это великая трагедия, потому что сами символы прекрасны.

That’s not a riot, it’s a feast. Let’s eat!

После того, как вы разобрали тексты, альбом можно слушать, и здесь начинается самое интересное. При прослушивании этого исполнителя всегда следует держать в голове психоделику. Aesop вообще-то и во времена ранних альбомов любил выкинуть трюк вроде шифровки слова ACID в тексте, или трека, посвященного какому-нибудь трипу. К 2007 году парень довел искусство психоделического речитатива почти до совершенства. И, как следствие, значение в его текстах имеют не слова, а мотивы, то, что между словами. Вот например:

ok woke to a grocery list
goes like this: duty and death
honey when the jet come come stand in the way
you could be my little snake river canyon today

Это же полная рок-поэзия. Или просто поэзия, если угодно. Вот что есть в этом куплете? Есть список покупок с долгом и смертью, есть некая honey (I’m home!), и опасность, от которой она должна спасти, прикрыв своим телом. Опасность огромная, громкая как самолет, и человек, которым можно пожертвовать, чтобы от неё спастись. И еще есть повседневность и обыденность в лице (извините) списка покупок. Всё это мотивы, подсказки. Трактовать их можно абсолютно по-разному. Это всего лишь одна из интерпретаций, но можно предположить, что jet из куплета это весь постиндустриальный Нью-Йорк, что за окном поэта, мир, готовый раздавить его. Мир агрессивных улиц с почти разбойниками (трек 39 thieves), с буквально жаждущей крови полицией (Blood turns wine when it’s leaked for police). Есть и другая сторона, лиричная, экзистенциально-грустная: треки Bring Back Pluto (то ли мольба вернуть в жизнь собаку Микки-Мауса, то ли – вернуть Плутону статус планеты), и сказка The Harbour is Yours, но все треки полны чувства утраты и философской безысходности. При этом он еще и социален! Чуть ли не в каждой песне Иан напоминает, что он левый, и едва не призывает к революции.
Особенно стоит отметить виртуозность, с которой Aesop использует рифму внутри предложения.

On the table

Над альбомом работала продюсерская команда, которую легко можно назвать звездной. Во-первых это давний друг Aesop’а Blokhead, директор лейбла Def Jux El-P, сам Aesop. С blockhead, по привычке видимо, получилось лучше и понятнее всего. Особая благодарность продюсерам за то, что музыка не затирает хрупкую лирику Aesop’a, и за то, что мелодии достаточно интересны, чтобы не выкинуть альбом еще до того, как начнешь понимать тексты. Как резюме, можем с чистой совестью посоветовать купить этот альбом, так как в хип-хопе образца 2007 года подобных вещей было крайне мало.


P. S. Галлюцинации Aesop’a очень хорошо передаются картинкой. Смотрите в рубрике «Видео» клип на песню “None Shall Pass”, оно расскажет вам больше об исполнителе, чем, наверное, вся вышеизложенная колонка.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100