Осенний «Хостобзор»: в поисках зеленой кнопки

Опубликовано: 24.11.2008, 16:56 Автор: Смирнов Федор
Осенний «Хостобзор»: в поисках зеленой кнопки Традиционная осенняя встреча хостинг-провайдеров под Санкт-Петербургом прошла в по-настоящему зимней обстановке. В отличие от обеих столиц, где снег являл собой довольно жалкое зрелище, леса вокруг «Райволы» выглядели вполне по-новогоднему. Однако на понижение температуры организаторы не стали отвечать повышением градуса. Скорее, наоборот: весенние презентации с пивом заменили утренним чаепитием из самовара.

Главной темой нынешнего форума следует, наверное, признать SaaS-решения, про которые хостинг-провайдерам рассказывали в докладах и во время неофициальных мероприятий. В этот раз «ХостОбзор» намеренно обошел своим вниманием доменные вопросы, к их обсуждению планируется вернуться весной. Хотя барышни в белых блузках и синих юбках, регистрировавшие участников, у некоторых вызывали ложные ассоциации. В бело-сине-оранжевых цветах на форуме выступал не RU-CENTER, а питерский хостинг-провайдер Majordomo, не так давно получивший аккредитацию под брэндом Registrant.




Индийские сисадмины и рог изобилия


Программа первого дня – 19 ноября – получилась насыщенной и разнообразной. Пара ударных докладов была посвящена лейтмотиву всего форума – продуктам Microsoft для хостинг-провайдеров, другими любопытными темами стали аутсорсинг услуг системного администрирования и партнерские программы по хостингу.


Михаил Яковлев из норвежской компании Hostex AS рассказал о популярной западной практике, позволяющей экономить на услугах техподдержки. В Европе и США существует немало компаний, занимающихся администрированием серверов клиентов. Как правило, такой аутсорсер организует две линии техподдержки. Первая позволяет отфильтровать типовые звонки, несложные случаи, чтобы сэкономить рабочее время более дорогих сотрудников второй линии. Обычно такой «сторонний сисадмин» предоставляет клиентам четкие гарантии по скорости решения проблем, а также предусматривает штрафные санкции за невыполнение условий. В России Михаилу не удалось обнаружить ни одного крупного аутсорсера, который согласился бы брать на себя обязательства и штрафы. Собственно, передача техподдержки в чужие руки – вовсе не универсальное средство от головной боли. Так, стоит опасаться сотрудничества с сисадминами из Юго-Восточной Азии, которые иногда просто не в состоянии понять, чего от них требуют. Кроме того, всегда есть риск банкротства аутсорсинговой компании, поэтому необходимо иметь запасной вариант.



Юрий Устинов, автор блога «ХостингИнсайд», выяснял разницу между маркетингом и партнерскими программами. И в том, и в другом случае требуется некоторое количество особой магии. Разница лишь в том, что партнерки позволяют хостерам сначала получить клиентов, а потом уже рассчитаться с теми, кто их привел. Он упомянул основные разновидности программ, представленные на российском рынке: реселлинг, white label, реферальные. Хороший хостер, по мнению докладчика, выплачивает партнеру денежное вознаграждение, а не перечисляет его на бонусный счет. В распоряжении партнера должны быть не только баннеры или ссылки для размещения, но и, например, whois-формы. Правильным было бы предоставлять бонус и конечному клиенту, перешедшему по партнерской ссылке. Наконец, хостер должен быть честным: тут Юрий рассказал про хитрого провайдера, позаимствовавшего партнерские методы для продажи своих услуг напрямую.


Предполагалось, что кульминацией станет сравнительный анализ нескольких партнерок, представленных на российском рынке. Однако скрытные хостеры – все, как один - не пожелали делиться статистикой, поэтому автору пришлось ограничиться изложением своего опыта. Меньше чем за год сотрудничества с четырьмя хостинг-провайдерами по реферальным программам было заказано услуг на 1 млн. 400 тыс. рублей.


Хостеры под прицелом Microsoft


Теме хостерского счастья были посвящены выступления Алексея Бахтиарова («Инфобокс») и Петра Диденко из Microsoft. Последний зачем-то пытался убедить всех, что он «гость, просто гость», при этом от разговоров про волшебный Hosted Exchange оба дня было просто не спрятаться. Если по весне о своих hosted-версиях вещали разработчики отечественных систем управления контентом, то теперь настала пора Microsoft.


В докладе Алексея Бахтиарова с многообещающим названием «Внедрение перспективных хостинг-услуг. Как рискнуть не рискуя?» речь шла ровно о том же. Он напомнил собравшимся о скромном ARPU российского хостера, составляющем в среднем 200 рублей. Продавая свои услуги за такую мизерную плату, провайдер постоянно вынужден еще чем-то одаривать клиента, например, доменами. Первый же клиент, купивший Hosted Exchange, разом заплатил «Инфобоксу» сумму в 16500 руб. Продажа бизнес-решений корпоративным клиентам была представлена как уникальный шанс для хостеров: существует огромный потенциальный рынок, есть кризис, мало конкурентов. Понятно, что и к хостеру в этом случае предъявляются дополнительные требования: ему необходимо учиться убеждать клиентов, соответствовать их ожиданиям, располагать дефицитными и дорогими специалистами.



Петр Диденко начал издалека. Он рассказал о том, как «убивали» рынок доменов, когда за 10 лет цена упала со $120 до 100 рублей за регистрацию. Затем в процессе несложных вычислений выяснилось, что только 7-10% представителей малого и среднего бизнеса имеют свой сайт. Перед хостинговыми компаниями простирается огромный рынок, где им нечего предложить. Путь к хостерском счастью лежит через большую и зеленую кнопку. Интернет-нужды Васи – владельца небольшого автосервиса – не способны удовлетворить ни CMS, ни шаблоны. Все это «Сверх-Сложно для Васи-Пользователя». Где же искать пресловутую зеленую кнопку? Как выяснилось, в тех же SaaS-решениях Microsoft и, в первую очередь, в premium-почте.


Круглый стол, организованный группой компаний «Синтерра», особого энтузиазма у хостеров не вызвал. Участникам снова в общих словах рассказали о программе «40х40», которая предусматривает строительство 40 дата-центров в различных городах России. Речь идет не только о Москве и Санкт-Петербурге, но и 7 федеральных округах: например, ЦОДы должны появиться в Мурманске, Калининграде, Пскове в 2008-2009 годах. Провайдеры вспомнили, что видели такую же презентацию минувшей весной, и при ближайшем рассмотрении с тех пор мало что изменилось. Сроки строительства петербургского дата-центра были перенесены на март 2009 года из-за проблем с энергоснабжением.


Страховка для сайта: сомнения и ощущения


Обсуждение новой услуги – страхования интернет-ресурсов – вызвало более серьезный интерес. Как и в случае с «Синтеррой», круглый стол во второй день конференции носил рекламно-презентационный характер. Альянс из доменного регистратора REG.ru, компаний «Инфооборона» и «Ингосстрах» вознамерился к декабрю вывести на рынок новую услугу. Речь идет о возможности для сайтовладельцев застраховать свой ресурс от всевозможных рисков – например, потери данных провайдером либо исчезновения студии-разработчика. При наступлении страхового случая денег владелец сайта не получает, зато специалисты «Инфообороны» разбираются с ситуацией и восстанавливают работоспособность интернет-ресурса.


Как и следовало ожидать, много говорилось об инновационном характере услуги, возможностях дополнительного пиара для хостеров и веб-разработчиков и круглых цифрах партнерского вознаграждения – до 30% от стоимости страхового полиса. На первое время годовая страховка сайта обойдется от 2400 до 14000 рублей, в зависимости от его функционала, потенциальной уязвимости и т.п.



На вопросы об обработке страховых случаев Александр Кульков, генеральный директор «Инфообороны», отвечал уверенно, но довольно пространно. Дело в том, что любой сбой в работе интернет-ресурса может быть порожден множеством причин, на самых различных уровнях – от настроек DNS, каналов магистрального провайдера, до проблем у хостера, ошибок в проектировании сайта и работе скриптов. Пока не ясно, каким образом «Инфоборона» сможет восстановить работу сайта в сложных случаях. Так, участников круглого стола интересовало, как «Инфооборона» будет договариваться с хостинг-провайдерами об авторизации своих специалистов. Серьезные хостеры вряд ли передадут полный контроль таким «аварийным сисадминам» со стороны, а работа в качестве «адвокатов клиента» может оказаться не слишком эффективной. Возникает путаница со службой техподдержки. Если не работает застрахованный сайт, то нужно ли сотрудникам хостера вообще реагировать на обращения такого клиента?


Перспективными вариантами развития услуги, по мнению представителей компании «Окей-Телеком», могли бы стать аудит и сертификация программных продуктов, например, популярных CMS. Как было заявлено на круглом столе, услуга страхования сайтов станет доступна партнерам REG.ru с начала декабря, однако в открытом доступе пока нет ни документов, ни условий сотрудничества. Первоначальный интерес к новому виду страхования на «ХостОбзоре» также получился весьма умеренным. Дополнительный пиар и комиссионное вознаграждение, конечно, неплохо, но работающая схема и платежеспособный спрос – еще лучше.



«ХостОбзор» славен не только (и не столько) докладами и круглыми столами, сколько своей «неофициальной» программой. В этот раз хостеров развлекал «1С-Битрикс». От «Веселых стартов» в первый день, где за победу боролись команды «Секс-хостинг» и «Пятеро в галстуках», до традиционного конкурса «Мисс ХостОбзор», - на вечернюю скуку участникам жаловаться точно не приходилось.



Редакция TelNews выражает особую благодарность Петру Паламарчуку, руководителю проекта «ХостОбзор», за предоставленную возможность поучаствовать в конференции.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
отели светлогорска и рассказы отдыхающих.