«Я.Онлайн»: пейджер с опозданием
Мессенджер «Яндекса» родился на базе приложения «Я.Онлайн», которое уже давно сообщает пользователям о приходе новой почты. IM-клиент использует открытый протокол XMPP, поэтому не замкнут на сервисах компании, а позволяет добавлять собеседников из родственных Jabber-сервисов. В их числе недружественные Gmail и QIP, а также LiveJournal.com. Диалог с «Агентом» и ICQ пока не реализован. В нагрузку к коммуникационному сервису поставляются информационные – погода и «Пробки», программа всячески старается приобщить своего владельца к правильному поиску. Многие стандартные функции современных IM-клиентов вроде передачи файлов или фильтрации спама в «Я.Онлайн» отсутствуют, что объясняется его совсем нежным возрастом.
Открытый код в шкуре «Яндекса»
Если отвлечься от релизов, то обращает на себя внимание затянувшаяся «беременность» лидера рынка. Слухи об интернет-пейджере «Яндекса», который будет работать на XMPP, появились еще в 2006 году. В феврале компания продемонстрировала примечательную щедрость, подарив сервера российскому Jabber-коммьюнити. Полгода спустя появились сообщения о старте разработки, разумеется, без официального подтверждения со стороны «Яндекса», который никогда не комментирует свои планы.
Таким образом, с этого момента прошло почти два года – слишком солидный срок для запуска такого «обязательного» проекта. «Измерять срок выхода продукта от времени появления слухов не совсем корректно - если верить слухам, то многие сервисы «Яндекс» разрабатывает гораздо дольше, чем на самом деле. Или наоборот, создает за две недели», - предупреждает Александр Быков, руководитель группы настольных приложений.
Осторожное и достаточно прохладное отношение компании к IM подтверждает и тот факт, что «Я.Онлайн» использует наработки PSI – открытого приложения, которое распространяется по лицензии GPL. Выпустив брендированный мессенджер на базе open-source, «Яндекс» чуть не забыл о тонкостях лицензирования. Лишь после того, как въедливые пользователи обнаружили торчащие из нового приложения «уши» PSI, компания поспешила выложить исходники и разъяснить ситуацию. Если разработка велась действительно на протяжении последних двух лет, то подобная забывчивость кажется поистине странной. «Сложно сказать, с чем именно связан столь большой срок разработки пейджера, - прокомментировал Владислав Кочетков, пресс-секретарь «ФИНАМа». - Однако, причина вывода его именно сейчас понятна - такие проекты есть у всех лидирующих порталов. Предлагать меньший объем сервисов в нынешних условиях, значит, терять лояльность аудитории». При этом он не исключает, что определенную роль в появлении IM-клиента сыграл общий тренд на усиление позиций Google в Рунете.
Тетя «ася» по вызову
Сильные позиции ICQ является отличительной особенностью российского рынка интернет-пейджеров. Если даже отказаться от прошлогодней цифры в 70%, то на долю этого протокола все равно приходится не меньше половины пользователей Рунета. В прошлом году «ФИНАМ» признал за «Агентом» Mail.Ru 15%, а ближайшим конкурентам MSN и QIP досталось по 6% и 4% соответственно. Понятно, что даже при растущей популярности открытых протоколов ключевым вопросом становится возможность обмениваться сообщениями с пользователями ICQ.
«Яндекс» явно не исключает такой возможности. Такое впечатление, в частности, оставляет FAQ к «Я.Онлайн». Пока же представители компании высказываются неопределенно: «мы заинтересованы в том, чтобы дать пользователям возможность общаться со своими друзьями и знакомыми везде». Создатели «Агента» от туманных заявлений уже перешли к решительным действиям: версия 5.2, официальный выпуск которой состоялся 4 сентября, поддерживает протокол ICQ. Неясным пока остается вопрос о соблюдении лицензионного соглашения. Согласно этому документу, разработчики стороннего клиента должны обеспечить трансляцию рекламы, если активность сети достигает 100 тыс. одновременных подключений. Пока Mail.Ru с загадочным видом воздерживается от комментариев. Впрочем, на решение вопроса по той же лицензии ей отводится 90 дней.
Михаил Чеканов, руководитель отдела маркетинга продуктов «Рамблер Медиа», сомневается, что «Я.Онлайн» в нынешнем виде способен завоевать серьезную долю рынка. Скорее всего, аудитория IM-клиента будет ограничена активными участниками блогхостинга «Я.ру», для остальных пользователей этот мессенджер пока не имеет особых преимуществ.
Рекламная безысходность, или «Рамблер смеется последним
Как известно, эксклюзивными правами на продажу рекламы в ICQ на территории России обладает Rambler Media. Пользователи конкурирующих мессенджеров – QIP, «Агента» и «Я.Онлайн» - пока избавлены от рекламы. По мнению Михаила Чеканова, коллеги по «большой четверке» не столько отказываются от рекламы в IM, сколько не могут ее себе позволить. Права на «асечных» пользователей находятся в руках у «Рамблера», а аудитория остальных сетей не вызывает серьезного интереса у рекламодателей.
«К сожалению, другой масштабируемой бизнес-модели для IM в России пока не существует, поэтому рано или поздно любой коммерческий проект столкнется с необходимостью начать продажи рекламы», - считает Михаил Чеканов. С ним солидарен и Владислав Кочетков из «ФИНАМа». В ближайшее время, - предполагает он, - более актуальной будет идея косвенной монетизации: клиент будет использоваться для увеличения числа пользователей, стимулирования установки тулбара и поиска «Яндекса» по умолчанию. Делать сейчас какие-либо прогнозы по вероятной доле рынка, которую способен занять «Я.Онлайн», эксперты не решаются.
- 05.09.2008 в 18:15
- 5 голосов
- одобрить
- утопить
- 1 комментарий
на своём сайте!