Рынок ИБ сквозь мутное стекло
На прошлой неделе были подведены отраслевые итоги 2007 года. Согласно исследованию портала, рост российского рынка ИБ превзошел все ожидания (94%). Прошлогодняя цифра в $133,1 млн. в 2008 году может превратиться в $210 млн. При этом пятерка лидеров уверенно укрепляет свои позиции, удерживая около 90%. «Обеление» и государственные тендеры позволяют сохранить сопоставимый рост и обнадеживают новичков: представители Anti-Malware.ru до сих пор считают рынок «ненасыщенным».
Смелые цифры, длинный disclaimer
Особенность цифр Anti-Malware.ru заключается в том, что исследователи оперируют ценами для конечных пользователей. В итоге оценка получается приблизительной: у каждого вендора существует своя ценовая политика, и партнерские скидки составляют порой внушительную сумму. Как утверждается, ежегодные отчеты Anti-Malware.ru выходят без участия разработчиков антивирусного ПО и прочих заинтересованных лиц, ставка делается на независимость. При «взвешивании» учитываются официальные и неофициальные данные о доходах вендоров, информация от крупных дистрибуторов антивирусного ПО и собственные экспертные оценки.
Даже при наличии официальных цифр в СМИ, их приходится проверять и корректировать. Так, некоторые вендоры указывают официальные суммы по всему региону продаж, который не ограничен одной Россией, а включает в себя СНГ. Так было, например, с компанией ESET, из показателей которой пришлось вычесть вклад других стран в «общий котел». У ряда производителей существует немало «околоантивирусных» продуктов, как в случае с Symantec. Однако учитывать комплексные продажи необходимо, поскольку антивирус в них – центральный компонент.
Что касается объемов продаж, то самый заметный рост продемонстрировали первые два участника российской АВ-тройки – «Лаборатория Касперского» и ESET. Для лидера рынка рост на 141% стал рекордным показателем. ESET продемонстрировала совсем сумасшедшую цифру в 289%, причем уже второй год подряд. Другие заметные игроки – Symantec, Dr.Web, Trend Micro – росли умеренными темпами. В укреплении своих рыночных долей преуспели все те же, причем «Лаборатория Касперского» вплотную приблизилась к половине рынка, а ESET практически удвоила прошлогодние показатели до 13,7%. Согласно исследованию, основными драйверами роста для ЛК послужили обновление продуктовой линейки, розничные продажи и победы в тендерах на поставку антивирусов в государственные учреждения. Если верить Anti-Malware.ru, ESET смог вырваться вперед во многом благодаря крупному контракту с ФНС, который сопровождался небольшим скандалом.
В нынешнем году в «большой пятерке» ожидаются, как минимум, две перестановки. Если ESET удастся сохранить трехзначные показатели роста, то она станет номером два на отечественном рынке антивирусов. Dr.Web поднимется с пятого на четвертое место и обойдет своего ближайшего конкурента – Trend Micro. Большие надежды авторы исследования возлагают также на Agnitum и F-Secure.
Здесь обвешивают!
Как и следовало ожидать, сами вендоры выводами исследования остались недовольны. Они уверены, что их вес незаслуженно занизили – либо в угоду конкурентам, либо из-за недостатка профессионализма исследователей. В числе самых «обиженных» - ESET и Dr.Web, в более мягкой форме свое несогласие с получившимися цифрами высказывают в «Лаборатории Касперского». Олег Гудилин, руководитель стратегического маркетинга ЛК, считает заниженным совокупный объем рынка в ценах конечных пользователей. По его оценкам, более точно отражает ситуацию цифра в $135 млн. Доля и темпы роста соответствуют действительности, хотя в самой компании их оценивают «несколько выше». «В целом, оценка Anti-Malware.ru по нашей доле рынка близка к оценке IDC, которая оценивает нашу долю на рынке антивирусной и контентной фильтрации в 46%. Но напомню, что IDC оценивает рынок в вендорских деньгах», - сообщил Олег Гудилин. В будущем ЛК хотелось бы видеть в отчетах портала наряду с ценами для конечных пользователей и отдельную колонку по доходам вендоров.
Андрей Албитов, глава представительства ESET, напомнил об озвученном компанией показателе продаж в $22,5 млн. (из них более $20 млн. – на долю России). «Цифры, которые называют авторы исследования, значительно ниже, что дает повод отнестись ко всем выводам исследователей с известной долей скепсиса. Вес исследования, с нашей точки зрения, минимален, поскольку ни методология, ни исходные данные, ни политика портала в вопросах работы с вендорами не выдерживает никакой критики», - высказал он свое отношение к результатам.
На два «потерянных» миллиона ESET указывает и генеральный директор компании «Доктор Веб» Борис Шаров. «Мы заявлений никаких не делали - поскольку не желаем сравнивать свои показатели, легко проверяемые на уровне нашей налоговой инспекции, с непроверяемыми показателями зарубежных компаний», - добавил он. По его словам, в прошлом году доходы компании выросли в 2,4 раза. Сам Борис Шаров не берется оценить долю «Доктора Веба» на российском рынке, однако готов привести целый ряд факторов, способствовавших ее росту. Например, выход новой версии антивируса Dr.Web 4.44, появление в линейке продуктов средств защиты от спама, а также сервис Dr.Web AV-Desk для ISP.
Такая бурная реакция участников рынка на любую попытку независимой оценки понятна. Никто из них не говорит о том, что Anti-Malware.ru завысил какие-либо показатели, все уверены в недооценке своих достижений. «Аналитики Anti-Malware.ru оперируют цифрами, полученными в основном от лидирующих вендоров, поэтому в части оценки объема и распределения долей рынка истина где-то посредине между их данными и данными отчета IDC Russia Security», - считает коммерческий директор Agnitum Виталий Янко. Действительно, цифры коррелируют слабо. IDC разглядела на отечественном рынке $155 млн., а разница в долях некоторых игроков получается очень значительной. Тем не менее, отчет Anti-Malware.ru – это попытка самостоятельного взгляда на российский АВ-рынок, который вовсе не избалован вниманием исследователей.
Давка для избранных или пустыня для новичков?
Основными факторами роста в прошлом году, как утверждается, стали тенденция к «обелению» софта и крупные поставки в государственные учреждения. По различным оценкам, уровень пиратства в нашей стране за год снизился на 7-8%, что в значительной мере стимулировало продажи в АВ-сегменте. Пожалуй, пресловутое «обеление» может сохранить свое влияние на темпы роста на протяжении еще нескольких лет, однако возможности этого драйвера ограничены.
«Дальше такими темпами уровень пиратства снижаться не будет, и рынок будет расти все замедляющимися темпами. Кроме того, на российском антивирусном рынке уже присутствуют очень сильные игроки, конкуренция очень высока. В таких условиях порог выхода на рынок существенно выше, чем, скажем, несколько лет назад, и 2007 был, пожалуй, последним годом, когда новички имели шанс активно заявить о себе и надеяться на значимую долю рынка в дальнейшем», - полагает Олег Гудилин из «Лаборатории Касперского». Прямо противоположную позицию высказывает Сергей Ильин, управляющий партнер Anti-Malware.ru. По его словам, при достаточно высоких темпах роста насыщенность рынка по-прежнему остается довольно низкой. При достаточной финансовой поддержке шансы есть даже у новичков, поэтому в ближайшие годы мы можем стать свидетелями серьезных изменений.
- 14.07.2008 в 13:07
- 5 голосов
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!