Антивирусная любовь, или секреты лояльности
За минувшие несколько дней Рунет обежали цифры свежего исследования популярности антивирусов, проведенного компанией «Комкон». Распределение первых мест удивления не вызвало, зато привлекла приверженность пользователей NOD32 своему продукту. 90% рекомендовали эту программу своим друзьям и знакомым, почти столь же лояльными оказались пользователи Avast. «Лаборатория Касперского» оказалась на третьем месте, что могло означать лишь одно: компании «есть над чем работать для удовлетворения запросов пользователей».
Мужское лицо руководителя
Как оказалось, онлайновое исследование было выполнено «Комконом» по заказу ESET. В нем приняли участие около 10 тыс. пользователей из Москвы и крупных российских городов. В итоге получилось два рейтинга – по домашним и офисным предпочтениям. Тройка лидеров выглядела привычно – «Лаборатория Касперского», Eset, Dr. Web, различалось лишь количество поклонников у каждого из вендоров. Так, в «домашнем» сегменте лидеру досталось 37,6%, ESET – 24,2%, а третье место фактически поделили коммерческий Dr. Web и бесплатный Avast. В релизе представители ESET сообщали демографические подробности: подавляющее большинство пользователей NOD32 является мужчинами в возрасте 20-44 лет, занимающими руководящие посты. Впрочем, этот факт известен также из предыдущего отчета «Комкона», опубликованного в декабре 2007 года.
Популярность антивирусов среди российских пользователей («Комкон»)
«Изюминкой» этого исследования должны были стать данные по лояльности. Участников опроса спрашивали, рекомендуют ли они используемый «домашний» антивирус своим друзьям, коллегам и родственникам. Самых преданных рекомендателей получили ESET, Avast и «Лаборатория Касперского». Анна Александрова, директор по маркетингу ESET в России, отметила, что пользователь NOD32 «моложе, активнее и рациональнее», поэтому его выбор обусловлен «скорее знанием, чем сиюминутными предпочтениями, сформированными под влиянием рекламы».
Предъявите лицензию
В исследовании «Комкона» автоматически участвовали все версии антивирусных продуктов – как лицензионные, так и нелицензионные. Этот факт очевиден не для каждого получателя информации. Альтернативное исследование «Ромира» позволяет немного детализировать эти данные: можно оценить, насколько популярность антивируса подогревается «пиратами».
Самый большой процент легальных версий у «Лаборатории Касперского» и Dr. Web (35% и 36% соответственно). У ESET соотношение между «пиратскими», лицензионными и пробными (триальными) версиями, если верить этой статистике, получается примерно одинаковым (по 22%).
Причина этого, по словам Олега Гудилина, руководителя отдела стратегического маркетинга «Лаборатории Касперского», кроется в различном отношении вендоров к «пиратским» ключам. Одни компании стараются оперативно их блокировать, другие смотрят на происходящее сквозь пальцы. «Одна из причин того, что NOD32 чаще рекомендуют соседям и знакомым - это как раз возможность пользоваться им нелегально. Собственно, подтверждают это и результаты того же антивируса Avast! Довольно скоромного по своим возможностям, но бесплатного - его также очень активно рекомендуют», - добавил он.
Данные «Комкона» нельзя однозначно переносить на финансовые результаты, - считает Анна Александрова. В то же время, они достаточно точно отражают интерес, лояльность к тому или иному антивирусу. Причины особого отношения пользователей к NOD32 она связывает с преимуществами самого продукта (проактивные технологии), а также развитием розничных продаж в России. В «Лаборатории Касперского» показателем в 80% рекомендателей остались довольны. Цифры по корпоративной популярности отечественных антивирусов считают некорретными. Дело в том, что в большинстве решений имеется функция, скрывающая наличие антивирусной программы от пользователя. Таким образом, он может не знать, какое именно решение установлено на его рабочий компьютер. По данным альтернативного исследования, ESET в этом сегменте может претендовать не на второе (как в майском отчете «Комкона»), а лишь на третье-четвертое место.
Чья папка тяжелее?
Эта игра в пинг-понг с помощью интернет-исследований смотрится достаточно комично. Отделы маркетинга перебрасываются «сенсационными» цифрами, и хорошо еще, если истина лежит где-то посередине. Противоречивые рейтинги популярности российских антивирусов напомнили ситуацию в нише CMS, где последние цифры «Тэглайн» вызвали бурю эмоций и породили сразу несколько альтернативных «исследователей».
Малая прозрачность рынка создает благодатную почву для таких «баталий». Анна Александрова (ESET) признает тот факт, что озвучиваемые финансовые показатели на рынке АВ-решений не всегда корректны. Это относится и к отечественным разработчикам, и, в меньшей степени, к западным антивирусным компаниям. Для получения средневзвешенной оценки необходимо сопоставлять данные IDC и Gartner, отражающие расклад сил «с позиции разработчиков», с результатами независимых исследований (в частности, «Ромир», «Комкон»).
- 25.06.2008 в 13:01
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!