Антивирусная любовь, или секреты лояльности

Опубликовано: 25.06.2008, 13:01 Автор: Смирнов Федор Рубрики: безопасность
Антивирусная любовь, или секреты лояльности Отечественный рынок АВ-решений регулярно сотрясают мелкие конфликты, когда одни игроки пытаются самоутвердиться за счет других. Достаточно вспомнить шумиху с прошлогодним поражением в VB100.

За минувшие несколько дней Рунет обежали цифры свежего исследования популярности антивирусов, проведенного компанией «Комкон». Распределение первых мест удивления не вызвало, зато привлекла приверженность пользователей NOD32 своему продукту. 90% рекомендовали эту программу своим друзьям и знакомым, почти столь же лояльными оказались пользователи Avast. «Лаборатория Касперского» оказалась на третьем месте, что могло означать лишь одно: компании «есть над чем работать для удовлетворения запросов пользователей».

Мужское лицо руководителя

Как оказалось, онлайновое исследование было выполнено «Комконом» по заказу ESET. В нем приняли участие около 10 тыс. пользователей из Москвы и крупных российских городов. В итоге получилось два рейтинга – по домашним и офисным предпочтениям. Тройка лидеров выглядела привычно – «Лаборатория Касперского», Eset, Dr. Web, различалось лишь количество поклонников у каждого из вендоров. Так, в «домашнем» сегменте лидеру досталось 37,6%, ESET – 24,2%, а третье место фактически поделили коммерческий Dr. Web и бесплатный Avast. В релизе представители ESET сообщали демографические подробности: подавляющее большинство пользователей NOD32 является мужчинами в возрасте 20-44 лет, занимающими руководящие посты. Впрочем, этот факт известен также из предыдущего отчета «Комкона», опубликованного в декабре 2007 года.

Популярность антивирусов среди российских пользователей («Комкон»)

 

«Изюминкой» этого исследования должны были стать данные по лояльности. Участников опроса спрашивали, рекомендуют ли они используемый «домашний» антивирус своим друзьям, коллегам и родственникам. Самых преданных рекомендателей получили ESET, Avast и «Лаборатория Касперского». Анна Александрова, директор по маркетингу ESET в России, отметила, что пользователь NOD32 «моложе, активнее и рациональнее», поэтому его выбор обусловлен «скорее знанием, чем сиюминутными предпочтениями, сформированными под влиянием рекламы».

Предъявите лицензию

В исследовании «Комкона» автоматически участвовали все версии антивирусных продуктов – как лицензионные, так и нелицензионные. Этот факт очевиден не для каждого получателя информации. Альтернативное исследование «Ромира» позволяет немного детализировать эти данные: можно оценить, насколько популярность антивируса подогревается «пиратами».

Самый большой процент легальных версий у «Лаборатории Касперского» и Dr. Web (35% и 36% соответственно). У ESET соотношение между «пиратскими», лицензионными и пробными (триальными) версиями, если верить этой статистике, получается примерно одинаковым (по 22%).

 

Причина этого, по словам Олега Гудилина, руководителя отдела стратегического маркетинга «Лаборатории Касперского», кроется в различном отношении вендоров к «пиратским» ключам. Одни компании стараются оперативно их блокировать, другие смотрят на происходящее сквозь пальцы. «Одна из причин того, что NOD32 чаще рекомендуют соседям и знакомым - это как раз возможность пользоваться им нелегально. Собственно, подтверждают это и результаты того же антивируса Avast! Довольно скоромного по своим возможностям, но бесплатного - его также очень активно рекомендуют», - добавил он.

Данные «Комкона» нельзя однозначно переносить на финансовые результаты, - считает Анна Александрова. В то же время, они достаточно точно отражают интерес, лояльность к тому или иному антивирусу. Причины особого отношения пользователей к NOD32 она связывает с преимуществами самого продукта (проактивные технологии), а также развитием розничных продаж в России. В «Лаборатории Касперского» показателем в 80% рекомендателей остались довольны. Цифры по корпоративной популярности отечественных антивирусов считают некорретными. Дело в том, что в большинстве решений имеется функция, скрывающая наличие антивирусной программы от пользователя. Таким образом, он может не знать, какое именно решение установлено на его рабочий компьютер. По данным альтернативного исследования, ESET в этом сегменте может претендовать не на второе (как в майском отчете «Комкона»), а лишь на третье-четвертое место.

Чья папка тяжелее?

Эта игра в пинг-понг с помощью интернет-исследований смотрится достаточно комично. Отделы маркетинга перебрасываются «сенсационными» цифрами, и хорошо еще, если истина лежит где-то посередине. Противоречивые рейтинги популярности российских антивирусов напомнили ситуацию в нише CMS, где последние цифры «Тэглайн» вызвали бурю эмоций и породили сразу несколько альтернативных «исследователей».

Малая прозрачность рынка создает благодатную почву для таких «баталий». Анна Александрова (ESET) признает тот факт, что озвучиваемые финансовые показатели на рынке АВ-решений не всегда корректны. Это относится и к отечественным разработчикам, и, в меньшей степени, к западным антивирусным компаниям. Для получения средневзвешенной оценки необходимо сопоставлять данные IDC и Gartner, отражающие расклад сил «с позиции разработчиков», с результатами независимых исследований (в частности, «Ромир», «Комкон»).


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100