Колумб для IPO: зачем «Яндексу» Америка?

Опубликовано: 23.06.2008, 13:27 Автор: Смирнов Федор Рубрики: финансы
Тематика: FlickripoYahooрамблеряндекс
Колумб для IPO: зачем «Яндексу» Америка? В конце прошлой недели у «Яндекса» появилась американская «дочка». Рождение состоялось по всем законам жанра: с приглашением бывшего топ-менеджера Yahoo, модной приставкой “Laboratories” и пропиской в районе Сан-Франциско. Пока у новой компании нет ни офиса, ни сотрудников, зато пиар-машина запущена на полную мощность. В Рунете пытаются подсчитать затраты «Яндекса», на Западе – обсуждают будущность Yahoo.

Газетная отставка Воложа

Американская экспансия началась с небольшого курьеза. То ли случайно, то ли намеренно ряд западных СМИ сообщил о назначении на пост генерального директора «Яндекса» Вишала Махиджани (Vishal Makhidjani), возглавлявшего направление веб-поиска Yahoo. В лужу сели, в частности, Techcrunch и Washington Post. Ситуация прояснилась после выпуска компанией официального пресс-релиза, в котором сообщалось, что приглашенный менеджер возглавит всего лишь Yandex Labs – один из девяти офисов компании. Пока про «американский Яндекс» известно не так уж много: в штат планируется принять около 10 человек, компания разместится в Силиконовой долине, задачи будут мало отличаться от тех, что стоят перед другими офисами разработки.

Западные СМИ вскользь упоминают о лидерстве «Яндекса» на российском рынке веб-поиска и сразу же уходят в обсуждение личности руководителя Yandex Labs. Так, новоиспеченный «яндексоид» отдал Yahoo! пять лет своей профессиональной биографии, участвовал в различных проектах, дослужившись до вице-президента. Он занимался подготовкой сделки с Overture в 2003 году, руководил запуском локальных поисковиков в нескольких странах, а также международным стартом проекта Panama, на который Yahoo! возлагала свои надежды в области контекстной рекламы.

После ухода Терри Семела (Terry Semel) американская компания, которую часто сравнивают с российским «Рамблером», постепенно несет кадровые потери. Топ-менеджеры и ключевые сотрудники увольняются друг за другом, общее количество «беглецов» уже составило три десятка человек. Как сообщает Information Week, покинуть компанию готовы Ци Лу (Qi Lu), возглавлявший создание Panama, и Брэд Гарлинхауз (Brad Garlinghouse), отвечавший за сообщества и коммуникационные сервисы. Последний широко известен как автор знаменитого Peanut Butter Manifesto, в котором изложил свой взгляд на основные проблемы, стоявшие перед Yahoo. Из компании уходят создатели Flickr и del.icio.us, и у выхода выстраивается немалая очередь из тех, кто вот-вот решится на побег. Среди основных причин называют реорганизацию и давление со стороны инвесторов. Сама же компания пытается «сохранить лицо», делая вид, что ничего не происходит.

Лаборатории на вражеской территории

Итак, один из «перебежчиков» достался «Яндексу». Стоит отметить, что глава новоиспеченной Yandex Labs – это не просто специалист по веб-поиску. До перехода в Yahoo! он c 1999 года работал в Inktomi, где отвечал не только за поисковые алгоритмы, но и за взаимодействие с инвесторами. Его квалификацию в области IR подтверждает сотрудничество с PricewaterhouseCoopers, где он занимался консультированием крупных клиентов по вопросам слияний-поглощений.

Аналитики уверены, что «американский имидж» обойдется российскому лидеру интернет-поиска, как минимум, в ежегодные $3 млн. Квалифицированные IT-кадры стоят в США недешево – «Яндексу» придется исходить из $100-150 тыс. на сотрудника в год. При этом Аркадий Волож, которого журналисты чуть было «не сняли» с поста CEO, говорит о готовности компании «брать хороших людей там, где найдем».

Вообще, в российскую интернет-индустрию пришла своеобразная мода на иностранный топ-менеджмет. В 2007 году возглавлять Rambler Media доверили Марку Опзумеру (Mark Opzoomer), в прошлом также сотруднику Yahoo. «Яндекс» недолго оставался в долгу, и в качестве финансового директора пригласил Нилеша Лакхани (Nilesh Lakhani). В случае с Yandex Labs дело не только в профессионализме западных руководителей - любому стороннему наблюдателю сразу же приходит в голову предстоящее IPO.

PR и добрососедские отношения

Аналитики считают такое «открытие Америки», скорее, красивым жестом, рассчитанным на потенциальных инвесторов. Вряд ли содержание дорогостоящего офиса и персонала оправдано производственными соображениями, если учесть, что сотрудники будут «колдовать» над теми же алгоритмами, что и их российские коллеги.

С одной стороны, появление в Силиконовой долине таинственной Yandex Labs с неизвестным, но многообещающим потенциалом можно расценивать как «накачивание стоимости» в преддверии IPO. С другой стороны, решающим, возможно, является именно «американское гражданство» дочерней компании «Яндекса» - разговаривать с инвесторами проще на их территории, располагая собственным офисом и доверенным лицом. А поскольку в качестве площадки для предстоящего размещения называется NASDAQ, то американский выход «Яндекса» был предопределен.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
светодиодные лампы купить