ICANN не отдадут без боя
Начиная с 1998 года, Штаты всячески убеждают интернет-сообщество в своих добрых намерениях отдать, наконец, Интернет в руки самих пользователей: разрабатываются концепции, подписываются меморандумы. Теперь, когда процесс «трансформации ICANN» вступил в завершающую стадию, американские сенаторы опомнились и начали бить тревогу.
Откуда растут частные руки?
Речь идет о недавнем обращении Эдварда Марки (Edward Markey), председателя подкомитета по телекоммуникациям и Интернету, к секретарю Департамента торговли США. В нем автор вспоминает об «американском происхождении Интернета», который был создан на деньги налогоплательщиков. Обрисовав нынешние успехи Сети, которая стала «коммерческим посредником» и одновременно «живым средством общения», сенатор выразил обеспокоенность предстоящими изменениями. По его мнению, существующая модель «отражает приоритет и лидерство частного сектора в Интернете», поэтому Департамент торговли не должен ни в коем случае отказываться от своей роли «помощника и координатора». Если избавиться от эвфемизмов, то американец Марки желает сохранить статус-кво, при котором Штаты, по историческим причинам, удерживают в своих руках контроль над Интернетом.
История с трансформацией ICANN покрыта туманом и обвешана пространными декларациями. Как известно, Интернет действительно был создан в недрах Министерства обороны США и первые годы «находился на балансе» американских правительственных учреждений. Так, в восьмидесятые годы распределением адресного пространства занимался Национальный научный фонд (NSF). С ростом числа пользователей государство решило передать бразды правления некоммерческой интернет-корпорации ICANN, которая обязана регулярно отчитываться перед Департаментом торговли. Это решение выглядело очень элегантно: Интернет формально приобретал независимого «управляющего», живущего по американским законам.
В 1998 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между ICANN и Департаментом торговли. Суть его сводилась к тому, что чиновники и рады бы передать контроль над адресным пространством «в частные руки», однако следует предварительно убедиться, что эти руки в состоянии справиться с такой ответственной ношей. В этом же документе сформулированы основные принципы вроде стабильности, конкурентной среды, учета разнообразных интересов пользователей и т.п. По сути, ICANN должна заслужить своим примерным поведением доверие Департамента торговли, только после этого ее готовы отпустить в «свободное плавание».
Время шло, соглашения пересматривались, набор требований увеличивался, а послушная ICANN регулярно сдавала отчеты в Департамент торговли. Американские власти старались не злоупотреблять своими уникальными полномочиями, однако при случае не упускали возможности «порулить Интернетом». В качестве примера можно привести решение по домену XXX или неудавшееся закрытие зоны SU.
Сенаторов взбудоражило апрельское заявление NTIA, которая сообщила о достигнутом консенсусе в обсуждении проекта JPA (Joint Project Agreement) – того самого документа, который регламентирует переход ICANN в частные руки. Эдвард Марки намерен в двухнедельный срок получить четкие ответы на свои вопросы. В частности, его интересует дальнейшая судьба взаимоотношений интернет-корпорации и Департамента торговли, а также возможный переезд ICANN в другую страну.
Национальная безопасность и «черный ящик»
Необходимо отметить, что разговоры об американцах, беззастенчиво перетягивающих одеяло на себя, ведутся уже несколько лет. В 2003 году на Всемирном саммите по вопросам информационного общества в Женеве целый ряд стран, в том числе и Россия, высказались против продления полномочий ICANN. Весь этот шум мало повлиял на решение американцев в 2006 году, когда интернет-корпорация сохранила свои функции еще на несколько лет. О том, что США не намерены передавать контроль над адресным пространством и корневыми DNS-серверами «неамериканским» организациям, в 2005 году заявляла администрация президента.
«Все, что происходит вокруг и внутри ICANN - «черный ящик», - считает Евгений Альтовский, эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». - Более-менее очевидных для стороннего наблюдателя фактов всего два. Во-первых, США не заинтересованы в ослаблении своего контроля над ключевыми инфраструктурными объектами Интернета, например, корневыми DNS-серверами и правом создавать доменные зоны верхнего уровня. Во-вторых, сегодня никто не может заставить США изменить свою позицию, если только Америка сама не захочет этого».
По его мнению, обычным пользователям должно быть совершенно безразлично, кто обеспечивает им качественную работу Сети. Вопрос об американском влиянии в ICANN, скорее, политический и актуален для правительств, видящих угрозу национальной безопасности в сосредоточении всех рычагов в одних руках.
«Тому, кого такая ситуация не устраивает, следует предложить альтернативную модель, вместо того, чтобы требовать от США расстаться с теми правами, которые им достались в ходе естественного развития событий», - высказал он свое мнение.
Если говорить об альтернативах, то таковые были уже неоднократно обозначены. В частности, международным «управляющим Интернетом» предлагали назначить Международный телекоммуникационный союз (ITU), входящий в структуру ООН. Однако надежд на реализацию этого сценария, по понятным причинам, совсем не много.
Альтернативы ждут перспективы
Отвечая на претензии стран-оппозиционеров в 2005 году, власти США утверждали, что самого понятия «контроль над Интернетом» не существует в природе. ICANN не контролирует содержание публикуемой на сайтах информации, а также доступность контента. Загвоздка лишь в том, что корневые сервера DNS находятся на американской территории и в один прекрасный момент могут быть отключены. Правда, существуют и альтернативы. Их появление, в большинстве случаев, было продиктовано не политическими мотивами, а медлительностью самой ICANN. Так, неанглоязычные пользователи слишком долго ждали официальных IDN, поэтому нашли способы ускорить процесс.
В 1999 году появилась компания i-DNS.net, предложившая многоязычную систему доменных имен, которая базируется на собственной сети корневых серверов. Возможность регистрировать домены на национальных языках, не дожидаясь вымученных решений ICANN, получили жители азиатских стран – Тайваня, Индии, Тайланда. В 2001 году к этой инициативе присоединился «Регтайм», обеспечивший Рунет «русскими» доменными зонами – РУ, КОМ, ОРГ, НЕТ. Интересы нетерпеливых пользователей взялась отстаивать калифорнийская компания New.net. В этом случае речь идет не об IDN, а о тех доменах верхнего уровня, с введением которых ICANN тянет уже несколько лет.
Минус этого подхода состоит в его альтернативном характере. «Собственный Интернет» требует донастройки серверов провайдера, либо установки специального софта (плагина к браузеру) самим пользователем. Эти манипуляции, разумеется, серьезно сокращают потенциальную аудиторию сайта, зато представляют собой некоторую альтернативу «проамериканской» инфраструктуре Сети.
В «Регтайме» полагают, что в складывающейся ситуации (в том числе, в связи с обращением сенатора Марки) возрастет интерес к независимым системам адресации. Вполне возможно, что модные нынче интересы национальной безопасности заставят и Россию посмотреть в этом направлении. Ведь поддержало же государство свободное ПО, уповая, среди прочего, и на независимость от Запада.
Евгений Альтовский полагает, что реальная угроза национальным интересам заставит развитые страны довольно быстро разработать альтернативные системы адресации. В ближайшей перспективе серьезных действий ожидать не приходится, поскольку альтернативы вначале приведут лишь к разрушению целостности Интернета.
- 22.05.2008 в 11:36
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!