Маевка для eBay: продавцы против корпораций?
Опыт первомайских стачек и демонстраций активно перенимают американские пользователи. На 1 мая был запланирован очередной бойкот онлайнового аукциона eBay, который проводит жесткую политику в отношении продавцов. В последнее время каждый шаг администрации вызывает среди пользователей "бурю в стакане", пространные петиции и гневные посты в форумах. Пока аукцион демонстрирует уверенный рост прибыли, владельцев не слишком беспокоят революционные настроения в массах, особенно, среди продавцов.
Покупатель всегда прав
Последние нововведения заставляют поверить в то, что eBay интересуют, в первую очередь, покупатели. Доверие, как известно, играет не последнюю роль в сделках, совершаемых через Интернет. За годы работы аукцион разработал и обкатал на пользователях сложную схему рейтингов и обратной связи, определяющих статус продавца. Обманутый, недовольный и доведенный до отчаяния покупатель может основательно подпортить "карму" продавцу, оставив негативный отзыв. До недавнего времени обе стороны были равны в своих правах, что казалось разумным: наряду с нечистыми на руку продавцами, встречаются и неадекватные покупатели, и их тоже нужно ставить на место.
С середины мая о покупателях на eBay говорят либо хорошо, либо никак. Осадить зарвавшегося клиента у продавца не получится, равно как и спасти свой рейтинг в случае необоснованной жалобы. Не ясно, что делать с теми, кто выиграл аукцион, но отказывается платить. Единственной возможностью остается обращение к администрации сайта, в надежде на справедливый суд и возмездие. Понятно, что такой непрямой механизм воздействия не вызывает у продавцов энтузиазма, ведь покупатели сохраняют право самостоятельно трактовать своих партнеров так, как им будет угодно.
Масла в огонь подливает и навязчивое "продвижение" аукционом своей платежной системы - PayPal, которая постепенно приобретает монопольное положение как единственное средство взаиморасчетов. Вариант с монополией PayPal в настоящее время тестируется на жителях Австралии, и в случае успеха эксперимент может охватить и другие регионы. Не радует продавцов и скорость выплат: многим приходится ждать денег по три недели. С одной стороны, срок в 21 день указан в официальных документах, с другой - платежная система не спешит с выплатой, по свидетельству некоторых пользователей, нарушая даже оговоренные сроки.
Наконец, еще не улеглись февральские волнения, вызванные повышением комиссионных сборов за проведение сделки. Так, зимой ставка подпрыгнула сразу на 2 пункта - с 5,25 до 7,25%, а итоговые выплаты eBay составляют иногда 30-60% от доходов продавца. При этом несколько снизился порог входа - плата за размещение лотов на eBay. Недовольство участников подогревает и тот факт, что размер отчислений посреднику сильно зависит от оборотов продавца, его репутации на аукционе и всей системы рейтингования, которая претерпит изменения в мае.
Кому нужен второй Amazon.com?
Официальная аргументация eBay хотя и звучит убедительно, не способна подействовать на продавцов. По версии администрации, негативные высказывания о покупателях снижают их активность, а иногда вообще отталкивают от сайта. "eBay - единственное место, где можно негативно отзываться о клиентах. Вы не сможете сказать то же самое в магазине или отеле", - утверждает один из крупных продавцов, не присоединившийся к майской забастовке.
Характерно, что протестуют, в первую очередь, мелкие торговцы, у которых нет многомиллионной истории продаж на eBay и "непробиваемых" позиций в рейтинге доверия. Они убеждены, что удар администрации направлен в их сторону, преференции крупным продавцам в дальнейшем станут более заметными. "eBay не раскрывает самые главные пункты плана. Похоже, сайт эволюционирует в направлении онлайнового магазина вроде Amazon.com и планирует избавиться от мелких продавцов и аукционного формата", - цитирует "The Guardian" письмо организаторов майской забастовки. Факт особой заинтересованности в крупных участниках торгов подтвердил и представитель eBay в интервью изданию "SkyNews".
"Малый бизнес" под крылом eBay пытается отстаивать свои интересы в форумах и социальных сетях. В частности, на MySpace можно обнаружить специальный дневник, посвященный еще февральскому бойкоту. Его создатель, утверждающий, что торгует на eBay c 1999 года, предлагает ударить по аукциону "рублем", прекратив всякую активность на сайте. А в дальнейшем - даже организовано покинуть eBay, выбрав площадку с менее грабительскими комиссиями и более мягкими условиями работы.
Мы уйдем, а вы торгуйте…
Представителей eBay грозящий "исход продавцов" не слишком беспокоит. В компании полагают, что речь идет о "крикливом меньшинстве", исчезновение которого вряд ли серьезно скажется на доходах. Между тем, конкуренты уже потирают руки. Крис Фейн (Chris Fain), основатель площадки OnlineAuction, отмечает отрадную динамику регистраций и намеревается достичь 1 млн. к концу 2008 года. Для eBay, контролирующего больше 90% рынка, маленькие радости Фейна - вовсе не повод для беспокойства.
"Люди сделали ставку на компанию, которая за последние несколько месяцев приняла немало неосмотрительных решений, и теперь им это надоело. Они не могут доверять решениям, которые принимает менеджмент eBay", - приводит слова основателя OnlineAuction "The Guardian".
Уместно вспомнить, что волнения этого года - это далеко не первая волна, которую смогла пережить компания. Так, летом 2006 года продавцы уже пытались бойкотировать аукцион. Более трехсот подписчиков сервиса Shop sellers протестовали против повышения тарифов за размещение лотов на аукционе и ограничений на количество отображаемых товаров. Что же до российской ниши онлайновых аукционов, то комиссии на том же "Молотке" гораздо скромнее. С недорогих лотов (до 500 руб.) площадка получает 3%, а для более серьезных сделок поборы оказываются и того меньше.
- 04.05.2008 в 17:34
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!