Рейтинг веб-студий утонул в эмоциях?

Опубликовано: 23.04.2008, 18:15 Автор: Смирнов Федор
Рейтинг веб-студий утонул в эмоциях? Построение рейтинга – занятие уже само по себе небезопасное. Если же учесть, что речь идет о таком непрозрачном сегменте, как веб-разработка, то обид, скандалов и даже судебных исков не избежать. Это доказал очередной рейтинг веб-студий Рунета, который публикуется уже третий год подряд. Вопли недовольных о неадекватности этого списка раздавались с самого начала, в этом году удивление достигло предела.

Чем же рейтинг-2008 так поразил воображение участников рынка? Если верить организаторам, исследование сделало несколько шагов в сторону объективности: отдельно оценивались обороты и степень известности компании, проводилась качественная оценка работ, добавились региональные рейтинги. Зато и эмоциональный накал побил рекорды прошлых лет и даже вылился в забавный прецедент – участник отраслевого рейтинга обратился в суд с претензиями к организаторам.

Непобедимая пятерка и нишевые выскочки

Идею рейтинга реализовал в 2006 году Андрей Терехов, который прошелся по отечественному рынку веб-разработки с опросом и сформировал ТОР 50. Методика – опрос представителей профессионального сообщества и внешних экспертов – прижилась и является, по сути, единственным способом ранжировать студии, которые не предоставляют никакой аудированной информации о своих оборотах. Понятно, что отдельные компании вполне могут обеспечить себе более выгодные места за счет PR-активности, публикаций в СМИ и т.п.

В этом году первая пятерка лидеров осталась без изменений. Несмотря на то, что второй игрок – Actis Systems - по оборотам, возможно, уже обошел «Студию Лебедева», последняя выигрывает за счет узнаваемости. «РБК-Софт», который в прошлом году практически делил место с Defa, обеспечил себе некоторую дистанцию. Все самое интересное, пожалуй, происходило в рейтинге-2008 за пределами ТОР-5.

На две позиции подрос самый сильный региональный участник – самарская компания Dominion (http://dominion.ru), поднялась вверх и Promo Interactive. Пробиться в десятку смогли и два нишевых игрока – RedKeds и «Бюро Пирогова». Организаторы специально отмечают взлет нишевых студий в качестве одной из тенденций этого года. Усилились также позиции подрядчиков ведущих CMS: например, QSOFT, которая во многом обязана своим успехом «1С-Битрикс». При этом ряд «старичков», если основываться на данных рейтинга, начал стагнировать: в частности, Individ потерял сразу несколько позиций, скатившись до 15 места.

Лучшие работы компаний первой двадцатки также подвергли экспертной оценке. Картина получилась немного странной. Пять разработчиков, среди которых «Студия Лебедева» и «РБК-Софт», сразу сошли с дистанции, остальные расположились неожиданным образом. Лидером по качеству была признана ADV, за ней следуют RedKeds и Dominion. Некоторые фавориты основного рейтинга оказались за пределами ТОР-5, доказав, что непосредственная связь между оборотами и качеством работ отсутствует. Так, «номер два» в основном списке – компания Actis – заняла лишь седьмую позицию в качественном рейтинге. Наконец, у региональных разработчиков появилась возможность схлестнуться друг с другом на своей территории. «Тэглайн» составил региональные рейтинги по десятку российских городов, а также отранжировал студии Киева и Минска.

По словам Андрея Терехова, рейтинг-2008 стал более объективным и разнообразным. Однако до настоящей объективности еще шагать и шагать: идеальным вариантом представляется рейтинг, основанный на реальных данных по показателям компаний, а не просто на экспертных мнениях.

Энтузиазм сменился возбуждением

Многие из участников нынешнего рейтинга обнаружили в нем массу удивительного. «Рейтинг на 100% объективен в выбранной системе координат – видение рынка самими его участниками - и гораздо менее объективен в реальности», - пояснил Дмитрий Васильев, возглавляющий компанию «АИСТ». Примечательно, что с первыми позициями «грандов» никто не спорит, недоумение начинается после ТОР-5 и связано, в основном, с «почетными» местами для нишевых студий. Так, часто упоминается «Бюро Пирогова», специализирующееся на «художественных» сайтах, которое, по мнению некоторых участников рейтинга, обязано своей победой краткосрочной PR-кампании в период голосования.

Михаил Токовинин, гендиректор QSOFT, подчеркнул, что рейтинг стал заметным событием на рынке. Об этом свидетельствует болезненное отношение участников к своему положению в списке. «Как следствие, то, что прощалось TAGLINE год назад, сегодня участниками рынка уже не принимается, - считает он. - Методика не стала лучше, но теперь ее недостатками «научились пользоваться», и пример «Бюро Булкина» это демонстрирует. Но другого рейтинга нет, и заказчики будут, безусловно, обращать на этот рейтинг внимание».

Дмитрий Будневский, глава компании X-Project, находит результаты рейтинга-2008 странными. X-Project, по его словам, увеличивший оборот в 1,5 раза, теряет позицию в рейтинге, а другие участники, выпустившие несколько публикаций накануне голосования, выстреливают вверх на 87 позиций. «Объективный рейтинг может быть только в одном случае, когда он делается в интересах третьих лиц, независимой организацией, которая уже заслужила доверие, - высказал свое мнение Дмитрий Будневский. - В случае же с «Тэглайном», никакой организации нет, есть организатор Андрей Терехов, на домене которого и происходит указанный рейтинг. Его утверждения, что он не имеет никакого отношения к этой истории, не внушают доверия. А вариант спихнуть всю ответственность на экспертов, безусловно, очень удобный, так как ответственность «размазана».

Василий Пирогов («Бюро Пирогова») считает, что рейтинг утрачивает свою объективность, начиная с тридцатой позиции: «Это связано в первую очередь с голосованием самих представителей веб-сообщества. Поскольку 10-20 лучших компаний назвать не сложно, а вот дальше голосование приобретает субъективный характер, строится по принципу «за знакомую студию». Такая ситуация характерна, в частности, в регионах».

Кстати, интересные цифры получились и по рынку CMS. «Битрикс», который в прошлом году пользовался любовью у 71% веб-студий, рухнул до 50%. Немного подросла доля NetCat (16%), следом идут ABO.CMS (5%) и Joomla (4%). «Если рост доли NetCat объясним естественным развитием продукта, то падение «Битрикса» на треть объяснить сложнее. Если регресс у них и есть, то вряд ли такой резкий. Скорее всего, содержание партнеров «Битрикса» в общей массе студий в прошлогоднем опросе было по каким-то причинам повышенным», - поделился своими предположениями Дмитрий Васильев.

Встать! Суд идет!

Кульминацией всех этих странностей стал иск, поданный дизайн-студией X-Project в Никулинский районный суд города Москвы. У одного из участников рейтинга появились претензии к организаторам, которые в комментариях связывают падение X-Project со стагнацией. Дмитрий Будневский сообщил, что обращался к Терехову с просьбой изменить формулировку, но получил отказ. «Фраза о том, что он не имеет к этим комментариям никакого отношения, а это мнение экспертов, не выдерживает никакой критики, поскольку авторство данных комментариев не установлено, а размещены они на домене, принадлежащем Андрею Терехову», - прокомментировал генеральный директор X-Project.

Сам отец-основатель рейтинга веб-студий полагает, что иск нужен компании для самопиара и большего количества упоминаний в СМИ. Реальных шансов выиграть процесс у X-Project, по мнению Андрея Терехова, нет. Что же до постоянной связи между рейтингом и его работой в ADV, то он, как и прежде, планирует отойти от исследований, передав проект полностью Сергею Якубовскому.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100