«Рамблер» в плюсе: секреты арифметики

Опубликовано: 24.04.2008, 10:29 Автор: Смирнов Федор Рубрики: финансы
Тематика: TNS gallupYahooБегунрамблер
«Рамблер» в плюсе: секреты арифметики В этом году Rambler Media порадовала аналитиков. Совокупная выручка в $69,1 млн., чистая прибыль в $5,7 млн., EDITDA в пределах ожидания. Апрельский отчет по итогам финансового года, похоже, надолго зарядил рынок оптимизмом, которого компании не хватало год назад. Теперь на попытки провести аналогию с Yahoo! – западным интернет-гигантом, который медленно утрачивает былое величие – «Рамблер» может ответить красивыми цифрами.

Доходы подтолкнул телевизор?

Компания продемонстрировала внушительный рост по всем показателям – от объема выручки до аудитории портала. Самым важным обстоятельством стал знак «плюс», который сменил прошлогодние убытки в $3 млн. «Мы позитивно оцениваем финансовые результаты «Рамблера», - сообщила Анна Зайцева, аналитик УК «Финам Менеджмент». - Компания показала рост выручки на уровне лучше рынка, динамика была сопоставима с основными конкурентами».

Раздавая рекомендации относительно акций Rambler Media, специалисты отдают себе отчет в том, что на отрадных цифрах серьезно сказалась продажа телеканала «Рамблер ТВ». Сделка была формально завершена в январе 2007 года, поэтому именно $7,1 млн., полученные за избавление от непрофильного направления, вполне возможно, спасли компанию от очередного «минуса».

Спасительный «Бегун», щедрое IMHO

Понятно, что сам «Рамблер» старается обратить внимание на другие факторы роста. В частности, консолидацию «Бегуна», а также соглашение с агентством IMHO VI. В августе прошлого года Rambler Media приобрела еще 25% акций второго по величине контекстного оператора Рунета. «Бегун», до этого момента получавший основные доходы от непоискового контекста, освоил выдачу «Рамблера». В октябре рекламному агентству IMHO VI в обмен на удвоение продаж пообещали контрольный пакет акций Index20 – одной из структур Rambler Media, которая занималась медийной рекламой на проектах холдинга. Таким образом, «Рамблер» смог укрепить свои позиции на рекламном рынке, добавив в свой арсенал быстро растущий «контекст».

Что касается прошлогодней структуры доходов, то баннеры по-прежнему приносят «Рамблеру» основной доход ($33 млн.). В следующем году, по прогнозам компании, доля контекстной рекламы превысит 50%. Это полностью совпадает и с ожиданиями «Бегуна». «Нам сложно оценить нашу роль в развитии «Рамблера», так как мы видим ситуацию на другом, тактическом уровне. Можно отметить тот факт, что тесное сотрудничество принесло нашим компаниям массу преимуществ – интеграцию сервисов, совместные маркетинговые инициативы, информационное взаимодействие, что отразилось, в том числе, и на уровне наших доходов», - прокомментировала Анна Азарова, пресс-секретарь «Бегуна».

В своем отчете «Рамблер» рассказывает также о вертикальном поиске, о котором много говорилось в конце прошлого года. В качестве причин, обеспечивших такую позитивную динамику, приводится смена руководства, обновление организационной структуры, формирование новой команды и оптимизация расходов на оплату труда.

Последний факт особенно примечателен, поскольку в прошлый раз в качестве основных причин «минуса» 2006 года назывались растущие расходы на заработную плату и формирование резервного фонда для выплаты налогов. В

2007 году расходы на оплату труда сотрудников «Рамблера» составили 32% операционных расходов, по сравнению с 38% годом раньше. В целом, расходы на персонал выросли на 60%, что неминуемо при существующей инфляции зарплат в ИТ.

В следующем году компания планирует добиться $100-110 млн., и в «ФИНАМе» этот прогноз считают консервативным. «Скорее всего, план удастся перевыполнить», - считает Анна Зайцева. Марк Опзумер, глава Rambler Media, комментируя позитивные итоги финансового года, вообще пообещал сделать «Рамблер» главными воротами в российский Интернет.

Нам не нужен лидер, нам подавай показатели

Если финансовая отчетность «Рамблера» радует, то его положение в большой «четверке», скорее, печалит и вызывает обеспокоенность. Так, положительная динамика с финансами обозначилась еще по результатам первого квартала 2007 года, когда чистая прибыль составила $6,4 млн. Один из экспертов, размышляя об успехах компании на отечественном интернет-рынке, вспомнил про поиск, где дела у «Рамблера» давно уже обстоят не лучшим образом.

«Считается, что поисковые алгоритмы лучше у «Яндекса», а это означает, что «Рамблер» фактически перестал быть поисковой системой, интересной широкому кругу пользователей, - высказал свое мнение Кирилл Тищенко, аналитик ФК «Открытие». - Полагаю, что психология пользователей Интернет такова, что они предпочитают пользоваться одним проверенным сервисом, которым пользуется большинство, и с большой неохотой переходят на новые. Цифра в 5 млн. уникальных пользователей на портале «Яндекс» в день иллюстрирует тот тезис, что подавляющая часть русскоязычного Интернета пользуется именно поиском «Яндекса».

Эти слова были сказаны задолго до того момента, когда Google по-хозяйски занял второе место на российском рынке интернет-поиска, бесцеремонно потеснив «Рамблер». В «ФИНАМе» полагают, что потеря этой позиции вряд ли серьезно повлияет на оценки аналитиков: «Компании не обязательно быть лидером - если она хорошо растет и приносит доход, инвесторы будут обращать на нее внимание».

Ситуация с поисковым направлением в «Рамблере» полностью устраивает и представителей «Бегуна». «На наш взгляд, утверждение о потере «Рамблером» второго места спорно, - полагает Анна Азарова. - Присутствие на рынке можно измерять разными показателями: по нашим ощущениям, «Рамблер» растет, и увеличиваются доходы от нашего сотрудничества».

Не все так безоблачно и с аудиторными показателями. В своем отчете Rambler Media декларирует рост месячной аудитории на 40%, до средней цифры в 30 млн. По данным TNS Gallup, посещаемость «Рамблера» уступает аналогичным показателям «Яндекса» и Mail.Ru, вперед недавно вырвалась и социальная сеть «Однокласнники». «До сих пор рекламодатели воспринимали Rambler как портал, сопоставимый по аудитории с Mail.ru и «Яндексом», – приводит «Коммерсант» слова Льва Глейзера, гендиректора компании Mediaselling. – Опираясь на данные TNS, они могут скорректировать свои бюджеты».

К цифрам TNS Gallup, однако, стоит относиться осторожно. Александр Ковалев, PR-директор «Рамблера», обратил внимание на то, что TNS не учитывает посещаемость некоторых проектов холдинга, в частности, TOP100 и ICQ. Использовать эти данные для оценки общей посещаемости портала некорректно.

Что касается финансовых результатов конкурентов, то «Яндекс» рапортовал о сопоставимых относительных цифрах роста – выручка увеличилась на 130% ($167 млн.). Серьезные различия наблюдаются в структуре доходов: на долю «контекста» у лидера рынка приходится около 80%.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100