КИБ: гуляем по-взрослому

Опубликовано: 18.04.2008, 19:16 Автор: Смирнов Федор
Тематика: Omniture.comWebMoneyКИБмыльницаРБКЯндекс
КИБ: гуляем по-взрослому Отличительной чертой отраслевых конференций в этом году стал особый размах, который должен, по-видимому, убеждать всех участников в масштабности российского интернет-бизнеса. Еще на РИФе, после эффектного появления Дмитрия Медведева, народ гадал, чем же ответят организаторы КИБа и неужели РОЦИТ «уел» ассоциацию «Интернет и бизнес». Если в «Лесных далях» участникам рынка продемонстрировали внимание государства к проблемам отрасли, то нынешний КИБ напоминал выставку достижений и показ мод в одном флаконе.

3500 регистраций, многокилометровые шеренги машин за пределами пансионата, иностранные докладчики, набитый до отказа кинозал и толпы на кофе-брейках, - все это, видимо, коррелирует с ростом рынка, о котором без устали говорилось на КИБе. На сцене, правда, мелькали те же лица, что и два года назад, в этот раз разбавленные зарубежными звездами. В этом году заметную активность проявила РБК, предпочитавшая держаться в тени на предыдущих конференциях.

Разрекламированным изобретением 2008 года стали минисекции, любопытство заставило взглянуть на них в первую очередь. Один из залов разделили перегородками на шесть отсеков, в каждом из которых непрерывно что-нибудь обсуждалось. Народ свободно дрейфовал между ними, накапливаясь возле самых интересных. Поскольку разброс тем был очень широким, слушатели распределялись неравномерно: в некоторых закутках скапливалась внушительная толпа, другие – вообще пустовали. Постоянно бурлившие минисекции, в сочетании с другими «ветками», создавали впечатление этакого информационного «нон-стопа». Проблемы с гардеробом, едой, табачным дымом и теснотой, похоже, уже перешли на КИБе в разряд традиционных.

Следуя традиции, в первый день были объявлены очередные рыночные рекорды. Месячная аудитория Рунета за минувший год выросла на 29%. АиБ скорректировала данные «по кукам». Блоги, про которые модно было говорить последние два года, замедлили свой рост. Количество активных блогов стабилизировалось, ежемесячно обновляется около 700 тыс. онлайновых дневников. Самым заметным трендом стал рост регистраций в социальных сетях: к весне 2008 года число профилей достигло 45 млн., увеличившись за год почти в 15 раз. Рыночный пирог добрался до $1 млрд., а широкополосный доступ наконец-то «наступил». Среди трендов в докладе АиБ фигурируют известные вещи: надежда на регионы, усиление внимания со стороны государства, прицельная реклама, замедление темпов роста социальных медиа и светлое будущее мобильного Интернета.

РБК для самых маленьких

До брифинга, куда организаторы постарались собрать всех «топов», добрались далеко не все. Так, многозначительно смотрелась табличка «Владимир Долгов, Google» напротив пустого кресла: единственный global player, входящий в ТОР10 Рунета, не жалует КИБ своим присутствием.

Алексей Беляев, президент ассоциации «Интернет и бизнес», рассказал о дружной и не очень жизни интернет-компаний в рамках ассоциации. Достичь взаимопонимания удается не всегда: например, мнения относительно того, кто должен проводить исследования – сама ассоциация или независимые компании – разделились.

Аркадий Волож («Яндекс»), говоря о росте, упомянул ситуацию на магистральных каналах, которая мешает регионам сделать качественный рывок. По его словам, кое-что для решения этой проблемы предпринимает каждый из участников рынка, в последнее время заметны и усилия со стороны государства (обсуждаемые поправки к закону «О связи»). Пока вокруг законодательных инициатив, ориентированных на развитие Интернета, много шума, сами же они остаются по большей части «безумными». К счастью, пока все, что доходило до закона, приобретало разумный вид.

Представлявший Microsoft Всеволод Леонов рассказал про «Мыльницу», запущенную российским подразделением 9 апреля, а также пообещал снабжать разработчиков API. На вопрос одного из журналистов про «безнадежное отставание Microsoft от Google» в сфере онлайновой картографии Аркадий Волож переспросил: «От кого, простите?». В ближайший год ни «Яндексу», ни Google не придется переживать за судьбу своих карт, Microsoft планирует прийти в картографический Рунет «в скором времени».

 

Участники брифинга с упоением говорили о падении уровня пиратства в России. Рынок легального ПО вырос за минувший год в 2 раза, дальнейший рост пока сдерживает консьюмерский рынок, предприятия же в большинстве своем пересели на лицензионные программы. Дмитрий Гришин (Mail.Ru) обратил внимание на появившуюся в России моду на очень дорогой софт. Так, у нас самое большое сообщество пользователей AutoCAD.

Генеральный директор «РБК-Медиа» Артем Инютин напомнил, что в странах с большим населением «рулят» местные ресурсы. Дальнейшее было посвящено монетизации детской аудитории, чем РБК планирует заняться уже ближайшим летом. Для КИБа был припасен анонс лицензионного соглашения с израильской компанией Tweegee. Российских детей, подобно израильским, посчитают и опутают социальной сетью вроде этой. Заявленный объем инвестиций со стороны РБК составит $6 млн.

Почему партнеры оказались родом из Израиля? Артем Инютин под общий смех напомнил собравшимся, что «это уникальная страна». Вообще, холдинг старается диверсифицировать свои доходы за счет онлайновых сервисов. Предполагается, что «неделовой Интернет» в структуре всех поступлений будет составлять около 30%, а на рекламу будут приходиться оставшиеся 70%. Это позволит «защитить» доходы от сезонных колебаний, с которыми хорошо знакомы все, кто занимается рекламой.

Виктор Турсков (WebMoney) завел разговор о государственном регулировании интернет-платежей. Хотелось бы, чтобы эта инициатива вылилась во «что-то либеральное». Ключевым является вопрос о месячном объеме платежей, которые пользователь сможет проводить через Интернет. По мнению WebMoney, эта сумма должна составлять 30 тысяч рублей. Виктора Турскова поддержал Аркадий Волож, отметивший появление конструктива в обсуждении этого вопроса. Радует, что интернет-платежи не будут признаны банковской деятельностью. Виктор Турсков добавил, что ЭПС не пытаются конкурировать с банковским сектором, они отбирают на себя часть наличных платежей.

Белые начинают и выигрывают

Тема пиратства постоянно всплывала на секции, посвященной цифровому контенту. Для начала публику основательно утомили англоязычные докладчики, у одного из которых даже не было презентации.

Вольфганг Алиссат (Omniture.com) рассказывал об «инвестициях в цифровой маркетинг». В частности, речь шла о выдаче пользователю различных страниц, в зависимости от его интересов. Например, тому, кто ввел в поисковик слово «розы», не надо показывать главную страницу, увенчанную тюльпанами. Особенно трогательно смотрелись примеры, где запросы на английском языке вводились в отечественный «Яндекс». Докладчик явно пытался учесть местную специфику.

Второй докладчик Йорам Черток (VOWEB) говорил о монетизации видеоконтента. По сути, весь секрет сводился к одной-единственной модели. Зарегистрированному пользователю предлагается контент, релевантный его интересам, что должно гарантировать его лояльное отношение к рекламе. Рекламодатель же покупает «глаза» конкретных юзеров, получая детальную статистику просмотров. Несмотря на синхронный перевод, мысли докладчика многим показались не совсем понятными.

В этом же признался и Феликс Мучник (Softkey), поднявшийся на сцену следом. Аудитории была представлена диаграмма, отражающая нынешнее состояние рынка цифрового контента в России. «Взрослых» объемов достигли уже программы и игры; остальное - видео, пресса, музыка – пока лишь подают надежды. За десять лет, начиная с 1998 года, мировые продажи цифрового контента составили $18 млрд., в России та же эта цифра не дотягивает и до $200 млн. Другими словами, мы делаем меньше 1% мировых продаж.

По мнению Феликса Мучника, всех потенциальных покупателей можно разделить на три зоны: белую, серую и черную. Работать с каждой из этих групп нужно по-разному. «Белым» нужно адекватное предложение, удобство покупки и оплаты, «серых» - надо поучать и стимулировать. С «черной» зоной действенным оказывается только один подход - жесткое правоприменение. На самом деле, потенциально покупать лицензионный контент через Интернет готовы, как минимум, 50% пользователей, в действительности же покупателями становятся только 12-13%. Мешают неразвитая система микроплатежей и высокий уровень пиратства.

Владимир Сигунов, представляющий американскую New Media Internet, коротко рассказал об опыте своей компании по монетизации видеоконтента.

Ролики можно использовать в качестве иллюстрации к текстовому сообщению, возможно организовать прямое вещание в Интернете, либо отдавать «видео-по-запросу». По его опыту, пользователи очень чувствительны к видеорекламе. 42% зрителей сразу же прекратили просмотр, заметив рекламную вставку. Вставлять рекламу в поток совсем не обязательно: в качестве альтернативного использования этой технологии он привел видеобаннеры, обеспечившие американским интернет-магазинам заметный рост продаж.

Одноклассники: где здесь бизнес, але?

Полный аншлаг в этом году был обеспечен секции, посвященной социальным сетям. Народ заполонил проходы между рядами, а также полусидел-полулежал наверху и толпился в дверях.

 

Анализу быстрорастущего феномена был посвящен доклад Федора Вирина (Mail.Ru), а главным аттракционом должно было стать появление Альберта Попкова, создателя «Одноклассников». Федор Вирин пытался дать определение всеобщему помешательству, ненавязчиво сводя его суть к хорошо известному Instant Messaging. По его мнению, социальная сеть – это система постоянных связей. Альтернативное определение получилось более строгим: сервис, объединяющий пользователей по формальным и неформальным признакам, содержащий инструменты для самовыражения и проявления активности. Сравнив количество сообщений, которыми обмениваются пользователи социальных сетей и IM, директор по исследованиям Mail.Ru пришел к выводу, что это «взаимозаменяющие друг друга вещи».

Собственным профайлом обзавелись уже 61% москвичей, и почти две трети пользователей Рунета готовы приобщиться к социальным медиа. Исследования показали, что почти треть пользователей имеет, как минимум, по 2 профайла в различных социальных сетях. Увлечение «Одноклассниками», «В контакте», «Моим миром» и пр. характерно в большей степени для молодой женской аудитории, однако это не совсем новички: интернет-стаж активных «социальщиков» составляет 4 года.

Что касается тенденций, то российские социальные сети, вместе с MySpace, «выходят на плато», рост постепенно будет замедляться. Дейтинг и «Одноклассники» - это про разное, ведь сервисы знакомств не ориентированы на построение постоянных социальных связей. «Какие «Одноклассники»? – возмутился один из слушателей. – Какой здесь бизнес, але? Пользователи уже сделали со своими одноклассниками все, что хотели, а дальше что?».

Была ли такая эффектная «подводка» частью шоу или родилась сама по себе – остается только гадать. Однако выход Альберта Попкова был подготовлен наилучшим образом. Никаких «секретов успеха» собравшиеся, разумеется, не услышали, речь шла о том, «как мы сделали это» и немного – о том, что делать дальше.

Проект, стартовавший 4 марта 2006 года, набрал критическую массу уже осенью. Летом 2007 «Одноклассники» могли похвастаться уже 5 млн. регистраций, на сегодняшний день в сети зарегистрировано 15 млн. пользователей. Инфраструктура выросла до 500 серверов, а команда проекта – до 40 человек. В середине прошлого года пришлось сменить технологическую платформу, в декабре была запущена мобильная версия – ответ работодателям, блокирующим доступ к сайту из корпоративных сетей. Альберт Попков видит в «Одноклассниках» сервисный проект, поэтому и выживать в конкурентном окружении планирует за счет нового функционала. Снова были упомянуты уже запущенные «Звезды на «Одноклассниках». Администрация сервиса пытается активнее контактировать с аудиторией в офлайне: например, в Нижнем Новгороде состоялось чествование десятимиллионного пользователя.

По словам Альберта Попкова, налоговики и силовики, которые пытаются использовать сервис для поиска неплательщиков и прочих уклонистов, являются головной болью «Одноклассников». Нецелевое использование социальной сети стараются пресекать, «засланцев» блокировать и даже высказывать претензии компетентным органам.

***

Первый день КИБа завершился разговорами об инвестициях. Юрий Синодов из Roem.ru излагал основные тренды и делился таинственными цифрами вложений, полученными из анонимных источников. По его подсчетам, общий объем вложений в российский Интернет составил за прошлый год около $300-400 млн., при этом разброс в оценках получился огромный. Так, в коронной табличке напротив «Яндекса» значилась цифра в $10 млн., РБК в трансляции Синодова вложила $15-20 млн., а Mail.Ru – $5-7 млн. Самым крупным инвестором получился фонд Digital Sky Technologies, его доля была оценена в $40 млн.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100