Mail.Ru против «Яндекса»: файловое противостояние
В этот раз Анна Артамонова публично удивлялась случившемуся совпадению. Дескать, ее компания уже давно тестировала почти готовый сервис, а «Яндекс» запустил свой файловый хостинг в сыром виде и жуткой спешке. Сама ситуация, когда отечественные «гранды» пытаются на полкорпуса обойти друг друга, вызывает легкое дежавю. Интересно так же, почему порталы так долго тянули с запуском собственных файловых хранилищ и способен ли этот шаг, где каждому хотелось быть первым, что-то изменить на рынке.
В поисках первородства
Суета вокруг файловых хостингов очень напоминает запуск безлимитной почты. 1 апреля 2004 года Google раскрыл свои планы относительно почтовых ящиков размером в 1 Гб. Отечественные порталы приготовились к ответному прыжку и чуть не столкнулись друг с другом в воздухе. Следом за сообщением «Яндекса», в котором говорилось об исчезновении лимита, аналогичным релизом разразилась Mail.Ru. Споры о том, кто же оказался чуть расторопнее, занимали публику еще в апреле 2004 года. Тогда же было высказано предположение об утечке информации и шпионаже.
Следующий виток маркетинговой гонки пришелся на сентябрь 2007 года, когда базовый размер почтового ящика на Mail.Ru был увеличен до 10 Гб, а максимальный размер письма – до 30 Мб. На этот раз «Национальная почтовая служба» отстала от «Яндекса» ровно на неделю. В марте мы наблюдали «дубль три», и народ опять с интересом обсуждал версии о конкурентной разведке и промышленном шпионаже.
На самом деле, вопросы «первородства», вероятно, имеют какое-то имиджевое значение, но фразы: «Мы обогнали «Яндекс» на два часа» - явно не достаточно для успеха сервиса. Владислав Кочетков, пресс-секретарь «ФИНАМа», считает, что в российском интернет-бизнесе сложно утаить крупные проекты. «Вряд ли речь идет о системной разведке, но циркулирующую по рынку информацию они неизбежно получают и не могут не обращать на нее внимания», - прокомментировал он шпионскую версию появления сервиса «Народ.Диск».
Милости просим, или Пиратам вход воспрещен
Несмотря на то, что оба стартовавших в марте проекта попадают в категорию «файловый хостинг», каждый из них имеет свои специфические особенности. Mail.Ru постаралась максимально привязать файлообмен к почте, а «Яндекс» создал более универсальное решение. В отличие от «Файлов@Mail.Ru», файловый хостинг «Яндекса» не обслуживает анонимов. Суммарный вес закачиваемых файлов ограничен 750 Мб, которые хранятся на сервере 90 дней, в ожидании продления. Сервис поддерживает параллельное скачивание до 16 файлов с одного IP-адреса, можно использовать менеджеры закачек (гарантируется работа только одного из них - Download master). Кроме того, если ваш провайдер входит в «Локальную сеть»), то трафик к «Диску» будет считаться по локальному тарифу.
Файлообменник от Mail.Ru напоминает упрощенный веб-интерфейс к почте. При загрузке файла на сервер есть возможность указать e-mail, на который будет отправлена ссылка. Файловое хранилище пользователя ограничено 10 Гб, урезанные возможности по отправке больших файлов доступны даже без авторизации – закачать можно 20 файлов общим объемом до 100 Мб. Пользователям, в зависимости от использования JavaScript в барузере, доступны три режима загрузки (простой, продвинутый и удобный). Политика хранения и продления аналогична «Народ.Диску».
Собственно, востребованность файловых хостингов в арсенале сервисов большого портала очевидна уже давно. Почему «гранды» так долго тянули с их запуском? Борис Папинян, руководитель проекта ifolder.ru, обратил внимание на технические моменты, которые имеют большое значение для успешной работы файлового хостинга. Например, нужен опыт работы с каналами и дата-центрами. «Mail.ru уже запускал свой виртуальный хостинг и явно учел этот опыт при работе над проектом «Файлы@Mail.Ru». «Яндекс» же получил относительно дешевый трафик за счет партнерства с провайдерами, при этом, возможно, именно для обеспечения объемов трафика «Яндексу» и понадобился «Народный Диск», - изложил он свою точку зрения в интервью TelNews.
В «ФИНАМе» считают, что у ведущих интернет-компаний до собственных файлохранилищ, возможно, просто не доходили руки. Кроме того, разработка таких сервисов могла занять много времени. «Вероятно, компании сразу обратили внимание на этот тренд, но принятие стратегического решения, выделение финансирования и т.д. привели к тому, что проекты запустились только сейчас, - предполагает Владислав Кочетков. - Нельзя исключать, что крупные компании считали слишком большим риски этого сегмента, в частности, различные вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью». Кстати, вопросы пиратства (и борьбы с ним) не кажутся праздными в связи с появлением файловых хостингов у лидирующих «кнопок». Действительно: огромный файлообменник на базе «Яндекса» или Mail.Ru – это много трафика, много пользователей, много контента, который далеко не всегда является легальным. А чем вместительнее файлохранилище, тем сложнее поддерживать в нем порядок.
«Яндекс» побеспокоился об этом в «Пользовательском соглашении». Вся ответственность за загрузку, хранение и распространение любых файлов, нарушающих законодательство РФ или права третьих лиц, возложена на самих пользователей. Соответственно, самостоятельно и за свой счет пользователи обязаны урегулировать всевозможные претензии. За «Яндексом» остается право в любое время и без объяснения причин удалить файл с сайта. Само по себе, Соглашение вряд ли способно остановить круговорот незаконного контента на «Яндекс.Диске» или «Файлах@Mail.Ru»: многие пользователи проигнорируют предупреждения, а большинство – вообще не читают подобные документы.
Все пользователи не влезут на «Диск»
Какая судьба ждет уже набравшие популярность отечественные файловые хостинги? Например, Rapidshare.ru или ifolder.ru. На их стороне - некоторая аудитория и опыт работы, на стороне противников – огромная пользовательская масса, которую можно направить в нужное русло, и несопоставимые маркетинговые ресурсы. Борис Папинян (ifolder.ru) сообщил, что появление собственных файлохранилищ у «Яндекса» было очевидно для него с того момента, когда файлообменникам было отказано в установке поведенческого «Директа». «Сейчас у нас достаточно сильная фора в плане функциональных возможностей: торренты, ftp, партнерские программы, многопоточность, удобные интерфейсы управления файлами, удаленные закачки и т.д.», - считает он. Лояльность, по мнению Бориса Папиняна, понятие в Интернете достаточно хрупкое: если в любимом универмаге открывают парикмахерскую, вы же не перестанете ходить к своему мастеру?
Владислав Кочетков («ФИНАМ») полагает, что за существующую аудиторию «старичкам» беспокоиться не стоит. Большинство же новых пользователей предпочтут именно хостинги лидеров рынка, потому что удобно получать все сервисы в одном месте.
- 15.04.2008 в 19:42
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!