Рунет – это звучит… Или не звучит?
Вообще, подкастинг в Рунет уже «приходил». В конце 2005 года журналисты пели дифирамбы новому формату вещания, а энтузиасты готовили к запуску первый подкаст-терминал. После этого внешний «бум» вновь сменился спокойным периодом, до следующей волны в начале 2008. Что принесет с собой очередное «пришествие» подкастинга в Рунет? Сможет ли «звучащий Рунет» преодолеть свою элитарность, стать распространенным явлением?
Смотрят все, слушают немногие
Подкасты пока трудно назвать массовым продуктом даже на Западе. Там с пользовательским контентом в аудиоформате знакомы уже давно, число слушателей только в США достигло 18,5 млн. Проблема заключается в том, что количество пользователей, которые из любопытства прослушали пару подкастов, сильно отличается от характеристик еженедельной аудитории. Другими словами, попробовали модную «фишку» многие, стали ее приверженцами – единицы. Если проанализировать статистические отчеты западных компаний, начиная с 2005 года, наблюдается несомненный рост аудитории. По данным Bridge Ratings, три года назад о подкастах знало лишь около 5 млн. человек, в 2007 году это число должно было вырасти до 21,7 млн. В феврале eMarketer оценил американскую аудиторию подкастинга в 18,5 млн., с потенциалом роста в 10 млн. пользователей к концу нынешнего года. К 2012 году речь идет уже о 65 млн., причем истинные адепты подкастинга должны будут составлять больше 30%.
Кстати, Pew Internet & American Life Project несколько лет назад обратил внимание на интересную тенденцию.
Количество активных слушателей в 2006 году в процентом отношении практически не изменилось, по сравнению с 2001 годом, когда о подкастинге и слышали-то немногие.
Еще сложнее обстоят дела с монетизацией. eMarketer приводит цифру в $165 млн., которые якобы заработали авторы подкастов в 2007 году. Некоторым этот показатель кажется странным, особенно, если учесть, что рекламу можно обнаружить менее чем в половине аудиороликов.
Тем не менее, общий вектор – это рост, появление более качественного и разнообразного аудиоконтента, расширение аудитории и рождение новых подкаст-терминалов.
Подксатинг в догоняющем режиме Отечественный интернет-рынок следует в фарватере «буржунета», как правило, с отставанием на несколько лет. Модная волна 2005 года подарила Рунету первый подкаст-терминал Russian Podcasting, который появился благодаря энтузиазму Василия Стрельникова. С тех пор российский подкастинг, так или иначе, концентрируется вокруг этой площадки, где объединились традиционные медиа, любители и даже пиарщики. В мае 2006 года на портале начинает вещать радиостанция «Сити-FM», затем появляются подкасты «Радио Юность» и даже видеоподкасты телекомпании НТВ. Годом позже со своими читателями заговорила газета «Ведомости», подкасты освоило также «Эхо Москвы».
Свой канал на rpod.ru появился у «Билайна», который начал экспериментировать с PR-потенциалом подкастинга. «Радио «Билайн» нашло продолжение на проекте Sostav.ru, где пиарщики пытались организовать обмен опытом в форме подкастов. Российский подкастинг, движимый усилиями энтузиастов, постепенно консолидировался, дорос до ежегодных «отраслевых» встреч и известных проектов: например, «Сиськи-письки Шоу», которому удалось даже привлечь спонсора.
Чуть больше месяца назад продюсерским центром «Ройбер» был запущен сайт PodFM.ru, который претендует на серьезное место в этой нише. Максим Спиридонов уверен, что «бум русского подкастинга не за горами». Сам интерес к нише, в которой несколько лет царствовал Rpod.ru, уже показателен. Подкастинг становится привлекательным не только для энтузиастов, неудавшихся радио-диджеев, экспериментаторов и просто любителей поболтать.
Русские зациклены на звуке и разборках
Об особенностях русского подкастинга известно совсем немного. Так, в одном из интервью Василий Стрельников рассказывает, что отечественные пользователи почему-то зациклены на качестве звучания, а также на обсуждении друг друга. Большинство из вышедших за это время публикаций посвящены именно «модной фишке», а не рыночному потенциалу этого сегмента.
Предстоящая «Тема недели» намерена восполнить этот пробел. В ближайших публикациях мы расскажем о взаимоотношениях подкастинга и радиостанций, об отечественных «звездах» разговорного жанра и возможностях конкуренции в этой нише. Кто заплатит за подкаст? Окупается ли игра в диджеев для пиарщиков? Будут ли люди слушать роботов? Чем аудиофайл лучше баннера? Ответы на эти и многие другие вопросы – в аналитических статьях редакторов TelNews.
Спонсор "Темы недели":
- 14.04.2008 в 15:18
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!