РИФ-2008. Винегрет на второе

Опубликовано: 07.04.2008, 19:29 Автор: Смирнов Федор
РИФ-2008. Винегрет на второе Если первый день нынешнего РИФа потонул в эмоциях и впечатлениях, связанных с появлением на форуме Дмитрия Медведева, то второй получился более будничным и меньше напоминал костюмированное представление. Организаторы не отказались от стремления объять необъятное, поэтому участникам вновь пришлось лавировать между четырьмя потоками. Дополнительной ловкости требовал и «скользящий» график – некоторые секции заканчивались вовремя, а некоторые – плавно перетекали в следующие и ломали и без того хрупкий распорядок.

Наряду с максимально широким охватом, сохранилась и другая характерная черта прошлых лет. Многие выступающие до сих пор видят в РИФе только рекламную площадку, поэтому самопиар порой торжествовал над здравым смыслом и разговорами по существу. В целом же, РИФ-2008 получился если не «историческим», то как минимум – слегка возмужавшим и повзрослевшим.

Кухонная модель веб-разработки

Секция, посвященная индустрии сайтостроения, порадовала интересным составом. Компания из ТОР5, пара производителей CMS, «главный фрилансер», партнер «Битрикса» и Андрей Терехов с рейтингом ведущих веб-студий Рунета.

В 2008 году расклад в первой пятерке лучших веб-разработчиков не изменился, номером один по-прежнему идет «Студия Артемия Лебедева». Остальные игроки – кто попадал вниз, кто вскарабкался на несколько ступенек поближе к вершине. Сразу на 87 позиций поднялось «Бюро Пирогова», заметно снизились, например, позиции «Ленвендо» и «КСАН». Большинство компаний в этом сегменте небольшие, с численностью сотрудников до 20 человек. Разброс по прошлогодним оборотам и темпам роста получается внушительный: 6,5% студий имеют более $1 млн., почти столько же – менее $10 тыс., остальные по 10-20% распределены по всем категориям. Отыскать причины такого разброса и пытались участники круглого стола.

 

Андрей Анищенко долго и сосредоточено рассказывал об успехах «РБК-Софт», подходах к разработке и взаимоотношениях с клиентами. Доклад был из серии: «посмотрите, как мы хорошо работаем» и «за рекламу заплачено», однако в заключение промелькнула-таки одна отраслевая проблема. По словам Андрея Анищенко, мировоззрение крупного заказчика эволюционирует. Все начиналось со «сделайте нам сайт» или «сделайте нам красивый сайт», теперь же многие задумываются о бизнес-задачах, которые должны быть решены с его помощью. Тех, кто все еще не понимает этой простой истины, РБК приходится «подтягивать» усилиями собственного подразделения, которое вникает в специфику деятельности клиентов.

Антон Мажирин (Free-lance.ru) выступил в амплуа фрилансера – этакого несерьезного парня, которому лень-матушка помешала сделать отдельную презентацию для этой секции. Сейчас на Free-lance.ru зарегистрировано около 100 тыс. пользователей, и это только 50% рынка. Если исходить из $7 млн., которые прошли в виде заказов через сайт в прошлом году, то эту сумму надо удвоить – примерно столько же денег уходит фрилансерам напрямую от работодателей. Совокупная доля «вольных стрелков» на рынке веб-разработки возрастает до $28 млн., что составляет 15% от оборотов студий. Если ввести поправочный коэффициент на цены, то и эта цифра должна возрасти в пять раз, и тогда получится, что фрилансеры точно «отжирают» половину рынка. С «вольными стрелками» пока рискуют связываться, в основном, мелкие студии. Еще 40% заказчиков – это менеджеры в организациях, которым «срочно нужен сайт». При этом чистых фрилансеров всего 35%, большинство совмещают свободный труд с постоянной работой в тех же веб-студиях. «Если вы крупный банк, идите в студию, вас там чаем напоят», - посоветовал Антон Мажирин. Подкованным и падким на дешевизну стоит обращаться к фрилансерам. Однако о настоящей конкуренции за серьезные заказы между фрилансерами и студиями говорить пока не приходится. На Free-lance.ru отсутствует прослойка менеджеров, как только она появится – картина начнет меняться.

Сергей Котырев из «Юмисофт» решил напомнить публике азы MBA. Многие веб-разработчики «схлопываются» просто потому, что не умеют жить по науке. Он привел в пример Майкла Портера с его тремя основными стратегиями. Самое главное на рынке с таким низким порогом входа – иметь четкую фокусировку, а не жаться к середине.

Одни компании пытаются взять ценами, превращая сайтостроение в фабрику, которая выдает продукт среднего качества силами низкоквалифицированных специалистов. Другие держатся на плаву за счет дифференциации, например, «Лебедев» или Defa. В компании царит атмосфера свободы и неорганизованности, сроки не выполняются, зато клиентам гарантирован индивидуальный подход и иногда – шедевры. Третьи заинтересованы в поиске ниши – делаем только flash-творения или промо-сайты. В России имеются и свои уникальные «суперниши» - госзаказы, где цена и качество никак не влияют на решение заказчика. В качестве иллюстрации был продемонстрирован многострадальный школьный портал.

Самым философским получился доклад Михаила Токовинина (QSOFT). Для начала он поудивлялся растущему рынку, который никак не может удовлетворить спрос, странному поведению компаний в условиях постоянного повышения зарплат и прочим «загадкам» отрасли.

По его мнению, реальная динамика спроса постоянно скачет. Так удобнее заказчику: он то усиливает давление на разработчиков, то на время забывает о проекте. Производственные мощности любой студии ограничены, поэтому при пиковой нагрузке начинает «тормозить» исполнитель. Будущее при таком раскладе – за крупными компаниями, которые способны постоянно содержать резерв.

Наибольший интерес взвали рассуждения Михаила Токовинина на «мебельные темы». Речь идет о появлении так называемых B2B-интеграторов, которые сделают процесс веб-разработки похожим на производство кухонь. Как известно, последние изготавливаются по индивидуальному заказу, но промышленным способом. Что-то похожее начнет, вероятно, происходить и на рынке сайтосроения: интеграторы будут передавать на «фабрику» исходные данные и дизайн, а на выходе получать шаблон, интегрированный с CMS. Это позволит выжить маленьким студиям. Правда, фабрикантам придется вложить $2-3 млн., набрать команду из 140 человек и почти год работать в убыток.

Электронному билету место в серванте

Вместо гладиаторских боев между платежными системами в этом году участникам РИФа предложили шоу, посвященное электронному билету. В начале круглого стола Тимур Аитов предоставил слово традиционным участникам – карточкам, электронным деньгам и агрегаторам платежей, потом появилась тяжелая артиллерия в виде представителя «Аэрофлота», а на круглом столе обсуждали уже безбумажные билеты в театры и на концерты.

Алексей Черняев из ChronoPay пытался убедить собравшихся, что будущее интернет-платежей за банковскими картами. Народ не верил и приводил в пример PayPal. Николай Ионкин, играющий теперь на стороне RUpay, подробно обрисовал преимущества и недостатки всех платежных инструментов. За терминалами, в силу их особенностей, останется обслуживание моментальных платежей, электронными деньгами будут оплачивать онлайновые сервисы, средние и небольшие покупки, с помощью банковских карт – рассчитываться за дорогие товары в интернет-магазинах. Что касается дальнейшего развития рынка, то ему предстоит балансировать между универсализацией и специализацией. Массовой станет та система, которая сможет объединить в себе преимущества нескольких платежных инструментов. Потребность в нишевых сервисах тоже сохранится.

Олег Покровский, директор по развитию Roboxchange.com, остановился на плюсах и минусах интеграторов. С одной стороны, один менеджер, отсутствие кошельков, где накапливаются крупные суммы, мониторинг фрода на совести интегратора. С другой - более высокая комиссия, что особенно чувствительно для низкомаржинального бизнеса, а также отсутствие посетителей из каталогов платежных систем.

Презентация представителя «Аэрофлота» напоминала традиционную success-story в розовых тонах. В 2005 году в компании рассчитывали довести веб-продажи до уровня в $40 млн., а с внедрением электронного билета – и до $100 млн. В итоге пятилетка была выполнена за три года, а к 2010 году доля продаж через сайт авиакомпании должна составлять 30%. Уже сейчас ежедневно 2500 пассажиров обеспечивает онлайновый канал. Оказывается, даже первый электронный билет в России был выпущен в июне 2006 года тем же «Аэрофлотом», просто этот факт не афишировался, поскольку в компании «опасались фискальных проблем».

Если учесть столь же уверенные выступления представителей РЖД и British Airways на туристической секции, электронный билет следует признать самой горячей платежной темой года. Поэтому сам акцент на билетной тематике мало кому показался странным. Сложнее было с обсуждением «без галстуков», где платежные «гуру» вместе с «билетерами» и публикой кружили по одному и тому же месту.

Тимур Аитов предложил всем нападать на Марину Ленсу («Партер.ру»). По ее словам, уже в мае в России должны появиться электронные билеты, которые послужат пропуском на концерты и спектакли. Выяснилось, что при всей «решенности» вопроса со стороны государства остается вопрос с распечаткой чека, до сих пор не принята форма электронного билета. Ведущий долго отыскивал в зале человека из толпы, который бы признался, что билет, по его понятиям, «должен торчать в серванте». Павел Врублевский (ChronoPay) уверен, что электронный билет начнут покупать даже бабушки, до которых современные вещи при таких темпах развития быстро доходят. Вообще же, обсуждение вопроса: «полетит - не полетит» проходило довольно вяло, возможно, еще и потому, что при всех красивых цифрах электронный билет все равно остается делом пусть не слишком далекого, но будущего.

Кто защитит пользователей от самих себя?

Минувший год научил пользователей задумываться о своих персональных данных. Мелкие скандалы со слежкой через социальные сети, сокрытие приватной информации в whois, очередные утечки – не так уж мало поводов для отдельного разговора на РИФе.

Максим Фролов из «Лаборатории Касперского» разделил все пользовательские данные на три категории. Идентификационные данные (вроде номера социальной страховки) представляют интерес, в основном, для злоумышленников на Западе. В России для совершения сколько-нибудь серьезной сделки придется предъявить паспорт. Личные данные в контексте деятельности можно использовать для социальной инженерии: фишинг, мошенничество, спам. В качестве примера докладчик рассказал о небольшой ошибке в квитанции на оплату ЖКХ: неправильный адрес открывал замечательную лазейку для фишеров, поэтому «Лаборатория Касперского» зарегистрировала домен «на всякий случай».

Про тяготы регистраторов, связанных с появлением ФЗ «О персональных данных», рассказал Андрей Воробьев (RU-CENTER). Будучи аккредитован не только в национальном домене RU, но и еще в нескольких gTLD, регистратор оказывается между двух огней. С одной стороны, требования российского законодательства, с другой – позиция ICANN относительно анонимизации whois. Сейчас ФИО администратора домена можно заменить на “private person”, это позволяют сделать многие отечественные регистраторы. На Украине сервис whois по-прежнему остается одним из самых открытых. В случае запросов правоохранительных органов администратор зоны UA распечатывает данные из базы и за дальнейшими вопросами адресует к регистратору.

Урван Парфентьев, аналитик РОЦИТа, обратил внимание на ситуации, когда главным виновником собственных бед оказывается сам пользователь. Частенько юзеры сами «вбрасывают» в Сеть информацию о себе, публикуют личные фотографии, делятся инсайдами по секрету. В итоге персональная информация быстро расползается по блогам и форумам, тогда остановить процесс уже никто не в силах.

Представители интернет-магазинов, торгующих софтом, всячески убеждали аудиторию, что очень внимательно относятся к защите персональных данных. Дескать, законодательство уже имеется, и ответственность будет только ужесточаться. При этом Softkey и Allsoft принимают все технические и организационные меры, «проколов» ни у того, ни у другого не было.

Лейла Нейман, генеральный директор юрфирмы «Штайнер, Нейман и партнеры», посоветовала не возлагать больших надежд на закон в случае утечки информации. В случае кражи со счетов милиция работает очень активно, однако если информация была добровольно оставлена на портале самим пользователем, слишком рассчитывать на содействие органов не стоит. Дискуссия плавно переместилась в сторону социальных сетей: неужели они безнаказанно могут сдавать и продавать своих пользователей?

Антон Серго считает администрацию социальных сервисов самым уязвимым звеном этих отношений. Если они хранят персональные данные, им придется доказывать, что у них есть на то согласие пользователя (обычно «галочка» под «Условиями использования»). Суды склонны верить бумагам, поэтому процедура доказательства вряд ли окажется простой. Директор по развитию «Софткея» Алексей Ровдо предположил, что «Одноклассники» уже ломают голову над тем, как проверить 600 «президентских» аккаунтов.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
ручка мебельная врезная в Москве