2007 год для «коробок»: эволюция или революция?

Опубликовано: 19.03.2008, 18:05 Автор: Смирнов Федор
Тематика: ABO.CMSAmiro.CMSCMSHostCMSNetCatS.Builderumi.cmsWebdirectorбитрикскоробочные CMS
2007 год для «коробок»: эволюция или революция? Прошлый год был отмечен сразу несколькими знаменательными событиями, которые выбиваются из обычного потока релизов. Один из участников рынка получил завидного стратегического партнера, другие – пересмотрели свою пиар-активность, появился новый игрок, метящий в тройку лидеров. Наконец, саму коробочную CMS можно признать состоявшимся явлением: разницу между «самопальным» движком и «коробкой» начали понимать сами заказчики. Если учесть эти обстоятельства, то минувший год вполне потянет, если не на революционный, то уж точно – на переломный или знаменательный.

Даешь свободу от разработчика

Согласно итогам года, опубликованным AdWorker, большие бюджеты, хлынувшие в Сеть в 2007 году, не обошли стороной и веб-разработчиков, которые поспешили поднять цены на 25-30%. При этом сам рынок активно развивается, оставаясь по-прежнему непрозрачным и сложным в оценке. В качестве одной из основных тенденций отмечено развитие «коробочных» CMS: сторонние решения начали доминировать над внутренними разработками.

Самым ярким событием года стал альянс между «1С» и «Битриксом», который год назад трактовaли очень оптимистично. Так, большинство участников рынка сходились во мнении, что разработчик CMS получил отличного стратегического инвестора, дополнительное финансирование и, возможно, доступ к партнерской сети и клиентам «1С». Самые горячие головы пророчили монополизацию рынка, пессимисты же утверждали, что для отечественного рынка «коробок» мало что изменится. Надо сказать, что пока не заметно никаких революционных последствий этой сделки, как минимум, с позиции стороннего наблюдателя. Появилась версии 6.0 и 6.5, в последней «бухгалтерский» след прослеживался особенно явно. Однако рынок, даже с появлением «монстра», продолжал двигаться спокойно и неторопливо: «собирать вещи» никто не стал, появились лишь новые продукты.

В минувшем году на рынок вышла UMI.CMS, которая за несколько месяцев доросла до версии 2.5. Компания Umisoft, отпочковавшаяся от питерской веб-студии, с самого начала делала громкие заявления, упирала на юзабилити и маркетинг, и за год смогла добиться неплохих результатов. Старался не отставать и NetCat, который признал свои ошибки и в октябре выпустил «тройку».

Веб-разработчики тем временем успели объединиться по интересам и провести первую отраслевую конференцию «Российские интернет-технологии» (РИТ). Заказчики тоже не теряли времени даром – уровень их грамотности в вопросах выбора CMS вырос, благодаря чему «коробки» получили дополнительный импульс для развития.

В Багдаде все спокойно…

«Прошлый год был переломным, с этим не поспоришь», - считает Дмитрий Васильев, возглавляющий компанию «АИСТ», разработчика системы NetCat. Конкретные изменения в конфигурации рынка, по его словам, будут видны позже. Другим комментаторам 2007 год не показался переломным. Говоря о появлении «1С-Битрикса», Антон Николаев (система Webdirector) обращает внимание на существование различных секторов веб-разработки. Кроме корпоративных ресурсов и интернет-магазинов, есть сайты компаний, оказывающих услуги, продающих штучные товары в офлайне. Все дело – в той нише, на которую претендует CMS.

Не заметил революции и Александр Кузнецов, директор по развитию S.Builder. По его словам, рынок развивается, растут продажи крупных игроков, однако какой-то новой расстановки сил прошлогодние события не обеспечили. Компании-разработчики «коробок» усилили свою медиа-активность, стали регулярно участвовать в отраслевых мероприятиях, однако вся эта борьба происходит на неосвоенном рынке, где даже лидерам принадлежит не более 2%. Если оценить количество коммерческих внедрений по самым известным системам: «1С-Битрикс» (8000), NetCat (3700), S.Builder (3000), UMI.CMS (1000), то в сравнении с количеством используемых доменов в зоне RU эти цифры покажутся очень скромными.

С этим же обстоятельством связаны часто упоминаемые закрытость, непрозрачность рынка, сложность в объективной оценке успехов основных игроков. «Оценка объема рынка CMS - неблагодарное дело, - полагает генеральный директор «Юмисофт» Сергей Котырев. - Пользователям не интересно, какая система лучше всех продается - выбирают CMS по другим критериям. Самим игрокам достаточно знать о количествах внедрений и технологических прорывах собратьев по рынку. А процентное выражение может быть интересно экспертам и инвесторам, для того чтобы его посчитать есть специализированные компании».

Закрытости способствуют и скромные пока обороты основных участников, - высказал свою точку зрения Дмитрий Васильев (NetCat). Из них мало кто готов к проведению внешнего аудита, раскрытию финансовых данных, - одним словом рынок слишком мал, чтобы исследования проводились на том же уровне, что и в случае с рекламой, например. «К сожалению, на рынке очень мало независимых людей, которые способны реально взвесить все положительные и отрицательные стороны CMS. Обычно все высказывания о том, что та или иная система хорошая или плохая идет от самих разработчиков CMS или их партнеров», - прокомментировал Сергей Леонидов, директор департамента интернет-проектов AMEX (ABO.CMS). Он вспомнил про оценки экспертной группы «Тэглайн», однако «полностью объективными» он их не признает.

Каждому – по сегменту

Размышляя о будущем, участники рынка предполагают дальнейшую его сегментацию. Соответственно, и разработчики CMS не будут стремиться к универсальности, а начнут ориентироваться на более узкие ниши. Одной из таких, и это очевидно уже сегодня, станет ПО для построения социальных интернет-проектов – коммьюнити и сетей.

Другим заметным трендом станут SaaS-решения (Software-as-a-Service). О скором появлении SaaS-версии системы NetCat говорит Дмитрий Васильев, эту же тенденцию отмечает и Сергей Котырев (UMI.CMS). В Umisoft ожидают проникновения и популяризации технологии XSLT, которая до сих пор чужда многим разработчикам и производителям CMS. Сергей Котырев отметил, что XSLT-шаблонизатор был внедрен в UMI.CMS еще в прошлом году, в первое время пришлось столкнуться с неприятием технологии разработчиками. Однако в Европе – это уже стандарт. Еще одной тенденцией станет развитие систем управления контентом на платформе .NET.

Антон Николаев (Webdirector) не исключает появления на рынке в ближайшем будущем дешевого или даже бесплатного решения от какого-нибудь «монстра» - например, Microsoft или Google, которое «за пару лет выкинет с рынка разработки CMS большинство разработчиков».

Участники рынка, разумеется, ожидают и самой отрадной для себя тенденции – роста квалификации заказчика, уровня его познаний в интернет-технологиях. Осознание всех недостатков «студийной» CMS, которая намертво привязывает их к разработчику, заставило бы многих заказчиков взглянуть в сторону «коробки». При этом все больше надежд связывается именно с региональным рынком.

Рост продаж в регионах, по данным исследования UMI.CMS, сдерживается высокой стоимостью самих систем. «На наши вопросы отвечали веб-студии и фрилансеры, использующие не UMI.CMS, а «1С-Битрикс», NetCat, HostCMS, ABO.CMS, Amiro.CMS, S.Builder и некоторые другие системы. В результате стало очевидно, что региональные разработчики зарабатывают не на своих услугах, а на перепродаже самой CMS. Особенно ярко эта модель выражена среди студий-партнеров «1С-Битрикса», которые сильно напоминают многочисленных мелких интеграторов «1С». Продавая коробку, они продают только обещание решения проблемы. Точно также, веб-студии продавая CMS, продают обещание хорошего сайта», - рассказал о своих наблюдениях Сергей Котырев.

С тем, что стоимость CMS составляет существенную часть от стоимости всего проекта для региональных разработчиков, согласен и Александр Кузнецов (S.Builder). Выход видится ему в снижении цен на систему для региональных партнеров, либо в массовом «ликбезе» для заказчиков. По его мнению, разработать схемы региональных скидок сложно, да и некоторые студии могут начать ими злоупотреблять – например, делая проекты для столичных клиентов. Снижение стоимости CMS кажется проблематичным и Дмитрию Васильеву (NetCat), хотя учитывать региональные особенности, безусловно, необходимо. Разработчики Webdirector вообще не сталкиваются с этой проблемой, хотя заявленная доля региональных продаж находится на уровне 50%.

Спонсор темы недели:


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
нормы проектирования окно лестничного марша