Доменное консервирование
Перепродажа доменных имен всегда приносила неплохой доход, за последнее время цифры только увеличились. По данным RU-CENTER, почти 25% всех зарегистрированных доменов в зоне RU не используются «по прямому назначению» (15% являются объектами инвестирования, еще 10% не делегированы). На Западе ставки на «звонкие» доменные имена достигают миллионов долларов, а в пределах $100 тыс. находится вся верхняя сотня.
При этом три года назад сделки, в которых фигурировали десятки и сотни тысяч, считались редкостью, привлекавшей внимание СМИ.
В Рунете вторичный рынок тоже сохраняет уверенное движение вверх. Если в 2005 году цена в $2285 за klinskoe.ru поставила абсолютный рекорд на «Аукционе доменных имен», то сейчас верхние строчки занимают лоты, стоимость которых выше в 10-15 раз. На 2005 год средняя сумма сделки составляла $957, в минувшем году этот же показатель составил уже $1300.
Прошлый год стал знаменательным и для самой популярной доменной зоны COM. В этом домене было зарегистрировано последнее четырехбуквенное имя: осмысленные слова и аббревиатуры кончились еще раньше, потом домейнеры регистрировали все возможные сочетания. Эта новость должна вызывать тревогу у обычных пользователей: вторичный рынок становится реальностью не только для известных брендов, готовых до последнего торговаться или бороться за «правильное» имя. С ростом тесноты в некоторых доменных зонах перепродажа доменных имен начнет наступать на пятки первичному рынку. Нужен «четырехбуквенник» в зоне COM? Обращайтесь к профессиональным перекупщикам, либо откажитесь от короткого имени вообще.
Домены не хуже акций
Популярность торговли доменами заставила некоторые крупные компании, среди которых Yahoo, Coca-Cola, Dell создать коалицию по борьбе со злоупотреблениями в области доменных имен (CADNA). Вместе, полагают корпорации, легче противостоят брендовому киберсквоттингу, проще отстоять свои интересы в суде и лоббировать изменения в законодательстве. Беспокойство мировых брендов понятно, однако никакие – даже самые смелые инициативы – не способны уже остановить рост вторичного рынка. Инвестиции в доменные имена – совершенно легитимный бизнес, который может приносить высокий и относительно стабильный доход.
Этому способствует обрастание вторичного рынка дополнительными способами монетизации доменного имени. По оценкам экспертов, в 2008 году так называемая «парковка» доменов получит в Рунете широкое распространение. Если раньше содержание большого пула доменов на продажу было связано с серьезными расходами, то теперь «законсервированные» имена могут сами оправдывать свое существование – за счет контекстной рекламы. В 2005 году Forbes оценивал мировые обороты паркинга в gTLD в $400 тыс. Susquehanna Financial Group прогнозировала рост до $1 млрд., по итогам минувшего года.
Перспективы вторичного рынка хорошо осознают и российские регистраторы. В условиях сокращающегося количества интересных имен в зоне RU, они запускают посреднические сервисы, ориентированные на монетизацию доменов. С апреля 2004 года работает аукцион, организованный компанией RU-CENTER. Он по-прежнему является крупнейшей площадкой в российской Сети, показатели же остаются довольно скромными: 3000 участников и 106 сделок за 2007 год. В отличие от Запада, где через Sedo.com, Moniker.com и Afternic.com проходят миллионные лоты, отечественные домейнеры предпочитают общаться со своей клиентурой напрямую, не разглашая конкретных сумм и не привлекая к себе лишнего внимания.
Поверить в то, что домены постепенно превращаются в цивилизованный инструмент инвестиций, заставляет и запущенная на прошлой неделе первая в мире доменная биржа Fusu. Владельцы «звонких» имен могут размещать здесь часть акций, покупать и продавать их, не утрачивая контроля над доменами. Как и в случае с любой биржей, активы проходят процедуру первичного размещения, когда осуществляется оценка предложенных доменных имен.
Отнять, вернуть, захватить
С деятельностью «доменных перекупщиков» вполне логично связан целый круг правовых вопросов. С момента возникновения споров вокруг доменных имен они решались двумя способами: кто-то предпочитал платить, стимулируя киберсквоттинг, другие – обращались в суд, не считая денег на издержки. Если на заре появления Интернета участники вторичного рынка чувствовали себя в правовом поле весьма уверенно, то в последнее время возможности правообладателей расширяются.
В gTLD – COM, NET, ORG – с 1999 года действует процедура досудебного урегулирования доменных споров (UDRP). Она позволяет избежать дорогостоящих судебных разбирательств, решения в 80% выносятся в пользу владельцев торговых знаков. Участие в этом процессе регистратора позволяет упростить процедуру по передаче домена законному владельцу.
В зоне RU, в отличие от многих других ccTLD, нормы UDRP не действуют, и право на доменное имя приходится отстаивать в суде. За несколько лет противостояния домейнеров и владельцев товарных знаков сформировалась уже определенная судебная практика по таким делам, решения же, тем не менее, выносятся порой противоречивые и непредсказуемые. В общем случае, владельцу товарного знака удается отстоять права на домен, если он докажет, что ответчик использует зарегистрированное имя именно в отношении однородных товаров и услуг.
В отечественной практике можно обнаружить немало примеров, когда правообладателям приходилось годами добиваться правды. Например, недавно ОАО «КАМАЗ», спустя почти 10 лет, добилось возвращения ему домена kamaz.ru, зарегистрированного на жителя Волгограда Николая Попкова. Ответчик при первом рассмотрении дела сослался на то, что фирменное название юридического лица должно содержать, как неотъемлемую часть, указание на организационно-правовую форму. Он же, как физическое лицо, не может использовать фирменное наименование истца, которое является средством индивидуализации компании.
Казалось бы, присоединение Рунета к UDRP – логичный шаг, который упростил бы жизнь многим правообладателям. Однако эти правила до сих пор не действуют в зоне RU, и юристы считают, что в России эта процедура не приживется. Не вносит ясности и 4 глава ГК, из которой была исключен доменный раздел, однако оказались сохранены некоторые курьезные нормы.
Вторичный рынок любит тишину
Существование такой ниши, как инвестирование в доменные имена, и такой категории интернет-бизнесменов, как домейнеры, уже ни у кого не вызывает сомнений. В отличие от многих других сегментов, вторичный рынок доменов остается достаточно замкнутой нишей, участники которого не слишком охотно делятся информацией. Восполнить некоторые «белые пятна» редакция TelNews надеется в рамках предстоящей «Темы недели». В каком направлении движется вторичный рынок доменов в Рунете? Насколько интересным этот бизнес становится для регистраторов и хостеров? Какие сервисы монетизации доступны пользователям уже сегодня? Как оценить «звонкое» доменное имя? Над этими вопросами авторы TelNews размышляют совместно с юристами и самими участниками вторичного рынка.
Спонсор "Темы недели"
- 03.03.2008 в 11:59
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!