Долгий путь из компьютеров в телефоны

Опубликовано: 18.02.2008, 16:10 Автор: Смирнов Федор
Долгий путь из компьютеров в телефоны Взаимоотношения Интернета и мобильных устройств изначально складывались не просто. Реализация простой и очевидной идеи – мобильного доступа в Сеть – заняла несколько лет, и до сих пор аудитория российских WAP-сайтов почти в два раза меньше аудитории «традиционного» Рунета. Мобильный Интернет находится сейчас в интересном положении, когда его уже нельзя назвать экзотикой, но и до мейнстрима еще далеко.

Технологии, способные осуществить мобилизацию Сети, известны уже давно. Вот только сами участники рынка – будь то развлекательные порталы, СМИ, социальные сервисы, платежные системы – очень неспешно обзаводились WAP- и PDA-версиями, а многие по-прежнему выжидают. И это при том, что уровень проникновения сотовой связи в России превысил 100%, и «компьютерная» интернет-аудитория очень скромно смотрится рядом с армией владельцев телефонов.

Что останавливает сайтовладельцев, которые тянут с созданием мобильной версии? Почему Рунет так медленно осваивает мобильники? Нужен ли Интернет операторам? О затянувшейся мобилизации отечественной Сети – в материалах этой «Темы недели» на TelNews.

Рингтоны – это уже не модно

В минувшем году рынок мобильного контента в нашей стране впервые замедлил свой рост. Абонентов, по данным ComNews Research, все меньше интересуют картинки и рингтоны, им подавай чего поинтереснее – например, коммьюнити-сервисы. Доля рингтонов в общем объеме упала с 54% до 34%, а мобильный Интернет оказался самым быстрорастущим сегментом рынка, емкость которого iKS-Consulting оценивает в $479-580 млн.

Операторы, когда-то более всего обеспокоенные ростом абонентской базы, сейчас все чаще задумываются о дополнительных услугах. Так, с 1 ноября МТС пошла на революционный шаг – оператор начал делиться прибылью с поставщиками контента. На момент анонса соглашения были заключены с тремя компаниями – Shamrock Games, «Информ-Мобил» и «СУП», каждая из них может рассчитывать на отчисления в 20% от стоимости WAP-трафика. Несмотря на скромные масштабы проекта, это был психологически важный шаг: поставщик доступа выразил финансовую заинтересованность в поставщиках контента. По оценкам аналитиков, такой подход способен увеличить объем рынка на $80-100 млн.

Мобильный сегмент Рунета оформился задолго до 2007 года. Количество WAP-сайтов еще в начале 2006 года составляло почти 50 тысяч. Однако минувший год интересен приходом в телефоны известных социальных сервисов, ростом интереса к рекламе на WAP-порталах и отрадным оживлением в этой нише.

Знакомства, блоги и социальные сети в придачу

В июле появилась бета-версия мобильной «Мамбы». В январе разработчики выкатили обещанные обновления, и один из лидеров дейтинга в Рунете закрепился в мобильниках. WAP-Мамба имеет единую с веб-версией базу данных, владельцы сотовых телефонов могут выполнять привычные действия – просматривать анкеты, участвовать в голосовании, обмениваться сообщениями. Одновременно с пользовательским функционалом, в мобильный Рунет перекочевала и партнерская программа, позволяющая WAP-порталам получать дополнительный доход. В прошлом же году мобилизовался «Живой Журнал», при поддержке «СУПа» и МТС. Mail.Ru запустил поиск по wap-сайтам, появились социальные сети в мобильном исполнении – например, проект Partyfon.ru компании WapStart.

В октябре «Билайн» заявил о своей готовности предоставить свои основные сервисы, в том числе и WAP-портал, в качестве рекламного канала. Давид Вачадзе, представляющий группу компаний WMC, выразил уверенность в том, что в этом году мобильная реклама из экспериментального превратиться в стандартное средство коммуникации с аудиторией.

О своей заинтересованности в рынке мобильной рекламы заявили все операторы «большой тройки», а также СМАРТС. В начале февраля «Мегафон» раскрыл планы по созданию виртуального оператора, абоненты которого будут расплачиваться за связь просмотром рекламных роликов. По оценкам оператора, рынок мобильной рекламы к 2011 году вырастет в 15 раз, до $216 млн., против $12-15 млн. по итогам прошлого года.

Реклама на экранах сотовых телефонов состоялась как явление. Этот факт имеет особое значение для традиционных игроков интернет-рынка, которые подумывают о мобилизации. Самая популярная в Рунете бизнес-модель – рекламная – если верить прогнозам, обещает оправдать себя и в «мобильниках».

WAP: колченогий инвалид или драйвер рынка?

Говоря о мобильном Интернете, в большинстве случаев подразумевают WAP-, либо PDA-версии сайтов. Современные мобильные браузеры успешно справляются и с традиционными веб-страницами, однако разработчики онлайновых сервисов для сотовых телефонов упираются в традиционные ограничения. Маленький размер экрана, не слишком удобная клавиатура и недешевый трафик, особенно, если речь идет о WAP.

Альтернатива – знакомый многим российским пользователям GPRS – используется в качестве альтернативы проводному доступу, при этом «рабочим устройством» все равно остается компьютер, а телефон выполняет функцию модема. Потеснить WAP в ближайшей перспективе вряд ли получится, а интерфейсные ограничения пока приходится принимать как данность. Это, разумеется, сказывается на числе мобильных пользователей и их интернет-активности.

Тем не менее, весомая цифра в 14 млн. – так iKS-Consulting оценивает размер российской аудитории WAP-сайтов – заставляет воспринимать мобильный Рунет всерьез. А миграция отечественных блог-хостингов, дейтинговых сервисов, СМИ и поисковиков – надеяться на реализацию идеи о повсеместном и, главное, полноценном доступе к Сети.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100