Бизнес под прицелом

Опубликовано: 15.02.2008, 18:18 Автор: Смирнов Федор
Бизнес под прицелом Ссылки, размещенные за деньги, по всем внешним признакам можно признать еще одной разновидностью интернет-рекламы. С той лишь разницей, что баннер или контекстный блок привлекает внимание живого пользователя, а «продажная» ссылка – поискового робота. Полностью легитимная, линкоторговля вызывает у сайтовладельцев смешанные чувства. С одной стороны, это неплохой способ монетизации ресурса, с другой – балансирование на грани дозволенного.

Не самые лучшие ассоциации, связанные с торговлей ссылками, родились в смутные времена «линкопомоек», но и по сей день многие веб-мастера относятся к этому бизнесу с осторожностью. На рынке интернет-поиска, как известно, правила устанавливают поисковики, поэтому биржам ссылок, как и всему SEO-рынку, приходится под них подстраиваться. Соответственно, объем рынка, его благополучие и перспективы, как может показаться на первый взгляд, в значительной степени зависят от поисковых машин. Точнее, от их политики.

Как биржи поисковикам помогают

Полное уничтожение линкоторговли – вопрос исключительно теоретический. Разумеется, у поисковиков достаточно «полномочий», чтобы просто перестать учитывать ссылки при ранжировании результатов поиска. Однако на практике – это все из области фантастики. «От ссылок никто не сможет отказаться. Потому что как только поисковик откажется от ссылок - его скушают дорвейщики», - уверен Сергей Цыплаков, администратор сервиса MainLink.ru. По его словам, с формированием цивилизованной торговли ссылками появился некоторый баланс: «поисковики держатся за ссылки, а ссылки держаться за поисковики».

Нарушение этого равновесия непременно скажется на качестве выдачи. С этим согласен и Константин Рощупкин из компании «Ашманов и Партнеры»: «Если уменьшить влияние всех платных ссылок, то в результатах поиска случится страшный хаос. Ведь по высокочастотным запросам в выдачу чаще всего стремятся попасть не сайты-пустышки, а примерно релевантные, коммерческие сайты, которым нужны посетители, и не просто посетители, а целевые. То есть в определенном объеме оптимизаторы в текущих условиях делают выдачу поисковиков достаточно релевантной».

От ссылок как одного из факторов ранжирования в нынешних условиях отказаться невозможно. Сергей Сергеев, представляющий «Рамблер», предполагает, что со временем этот фактор потеряет в весе. «Линкоторговля привела к инфляции ссылочного ранжирования и изменила восприятие ссылок для поисковых систем», - прокомментировал он и напомнил о вертикальном поиске, с которым уже некоторое время экспериментирует «Рамблер».

Другими словами, беспощадное уничтожение бизнеса, сформировавшегося вокруг «продажных» ссылок, не принесет поисковикам никакой выгоды. Полностью игнорировать эту нишу они тоже не могут, поэтому пытаются сосредоточить усилия на качестве выдачи, наказывая сайты, в том числе, и за чрезмерное увлечение линкоторговлей. Борьба с ветряными мельницами Мишенью оказываются не крупные биржи ссылок, которые можно по пальцам перечесть, а само явление. Сражаться с известными сервисами вроде Sape.ru, MainLink.ru или Xap.ru нет смысла. «К биржам санкции применять бесполезно. Мы можем принять в систему все сайты из таких источников как «Яндекс.Каталог» или DMOZ, тогда каждый сайт станет источником неестественных ссылок, - пояснил Сергей Цыплаков (MainLink.ru). - Санкции нужно применять к сайтам, которые забывают о морально-этических нормах, превращают сайт в свалку из ссылок, баннеров и контекстной рекламы».

На месте любой «подавленной» биржи завтра появятся с десяток других, - считает Юрий Кушнеров, управляющий рекламного брокера CLX.ru. Усилия поисковиков направлены не на то, чтобы «насолить» отдельному сервису, а на то, чтобы в принципе стало невыгодно этим заниматься.

Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR Mail.Ru, сравнивает эту борьбу с «гонкой вооружений», которую мы наблюдаем, в частности, в противостоянии антивирусных компаний и вирусописателей. Она отмечает, что значимость внешних ссылок варьируется для различных поисковиков. Так, для запущенного минувшим летом GoGo.Ru результаты поиска относительно слабо зависят от этого фактора. Оптимизаторов, безусловно, намного больше интересуют «Яндекс»  и Google. Илья Сегалович, директор «Яндекса» по технологиям, заметил, что называть ранжирование ссылочным неверно. Отдельные биржи борцов за качество интернет-поиска мало интересуют. «Мы стараемся «подавить», то есть исключить влияние ссылок не столько отдельных бирж или сайтов, сколько целых классов ссылок, которые с нашей точки зрения мешают корректному ранжированию. Мы планируем и дальше концентрировать наши усилия на вычленении таких классов ссылок и их более правильном использовании в ранжировании», - объяснил он. Официальная позиция «Яндекса» в отношении «неправильных» ссылок, по его словам, скоро будет представлена в блоге webmaster.ya.ru.

Меняю ссылки на блок «Директа»

Возможности поисковиков в борьбе с линкоторговлей, с учетом их собственной зависимости от ссылок, остаются весьма скромными. Как утверждал Сергей Цыплаков в интервью TelNews, «каждый апдейт для нас – проблема пары ночей программистов».

В тоже время, и администратор MainLink.ru, и глава Sape.ru признают, что рост рынка зависит от позиции поисковиков. Санкции поисковиков, по мнению Евгения Пошибалова из Sape.ru, порождают ротацию площадок, заставляют рекламодателей быть осторожнее и отдавать биржам только часть ссылочных бюджетов. А Сергей Цыплаков надеется на устойчивый рост в этой нише, если не будет «контрудара» со стороны поисковых машин.

Есть ли у «Яндекса» и иже с ними еще какие-то мотивы для борьбы с биржами? Пожалуй, что да, если вспомнить об основном источнике доходов лидеров интернет-поиска. На ссылки расходуется часть рекламных бюджетов, которая «проплавает» мимо того же «Яндекс.Директа». Аналогичные соображения высказывались еще год назад, когда «Яндекс» наказал за ссылки некоторые сайты.

«Яндекс» просто подрос до приличного коммерческого поисковика, учуял деньги и его душит жаба, что часть «его» денег уходят в карманы оптимизаторов. Банальная жадность. Этот этап у «Яндекса» пройдет. Потому, что помимо коммерческой зоны интернета, есть некоммерческая, которую все-таки нужно ранжировать релевантно, иначе «Яндекс» потеряет пользователей, а затем клиентов. Значит, внятным алгоритмам жить!», - высказал тогда свои соображения один из пользователей форума Searchengines.ru.

Оптимизаторы положительно воспринимают «цивилизацию» линкоторговли – появление автоматизированных бирж ссылок, обеспечивающих необходимый уровень сервиса. «Для SEO рынка - без сомнения благо. Если говорить о той части рынка, которая старается видеть в выдаче релевантные запросам сайты», - прокомментировал Никита Андросов, управляющий партнер компании Ingate.

Похожую оценку дает и Константин Рощупкин («Ашманов и Партнеры»): «Оптимизаторы покупают ссылки, чтобы привести на сайты клиентов трафик. Ссылочные брокеры получают свою комиссию. Клиенты оптимизаторов получают на свои сайты посетителей, которые становятся покупателями. Поисковики имеют саморегулируемую выдачу по высоко- и среднечастотным запросам. На SEO-рынке все счастливы». Он добавляет, что на PPC-рынке ситуация выглядит менее безоблачно. Масса MFA-проектов (Made for AdSense), «черные» технологии вокруг – это, конечно, зло, в первую очередь, для пользователей поиска.

Спонсор "Темы недели"


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100