Ссылки. Оптом. Самовывоз
Времена, когда гиперссылки ставились исключительно «от души» и бескорыстно, ушли давно и безвозвратно. Уже лет семь ссылки покупаются и продаются, и с каждым годом этот рынок приобретает все более определенные очертания. Когда-то все начиналось с утомительных переговоров о ручном обмене, теперь же ссылочные блоки можно быстро раскидать по сотням площадок с помощью автоматических посредников.
Отношение к линкоторговле в Рунете очень неоднозначное. По поводу ссылочного спама негодовали простые пользователи и вздыхали представители поисковиков. Тем не менее, игнорировать эту нишу уже не получится. По некоторым оценкам, на торговлю ссылками приходится до 25-30% всех оборотов отечественного SEO-рынка. Сама торговля релевантностью миновала «розничный» этап, когда веб-мастера успевали управляться вручную, и породила специализированные сервисы — биржи ссылок.
Продаются не все, но многие
В прошлогоднем исследовании Алексея Тутубалина месячный объем линкоторговли в Рунете был оценен в $2,8 млн, это около $33 млн в год. Согласно другой точке зрения, эта цифра может составлять и около ста миллионов. Более точной оценке мешает слабая прозрачность рынка и его сравнительно молодой возраст. В Сети можно обнаружить десятки посреднических сервисов по продаже ссылок, в базах которых тысячи сайтов и миллионы страниц. По данным Тутубалина, линкоторговлю пока нельзя назвать массовым явлением — ему удалось насчитать в Рунете не более 5% «продажных» сайтов.
Даже этот сравнительно скромный базис позволяет существовать и развиваться проектам, ставшим настоящей легендой для оптимизаторов. Первые мысли об автоматизированной продаже ссылок появились в 2001 году, с введением «Яндексом» ссылочного ранжирования, тремя годами позже появились первые сервисы. 2005 год принято считать периодом формирования рынка. В последнее время наблюдался бурный его рост, сопровождавшийся выходом новых игроков, которые сразу заняли место в тройке лидеров.
Согласно исследованию Юрия Кушнерова, пятерка основных игроков обеспечивает до 80% оборотов рынка. Первую позицию занимает сравнительно молодой проект Sape.ru, сделавший ставку на вторые страницы, затем следует MainLink.ru, замыкает тройку биржа Xap.ru. В число крупнейших попали также сервис Setlinks.ru и рекламный брокер CLX.ru.
Масса решает все?
«Задавите конкурентов ссылочной массой!» — увещевает посетителей один из подобных сервисов. Оптимизаторы, в большинстве своем, скептически относятся к успехам только за счет бюджета, однако признают — в конкурентных тематиках без ссылок уже не обойтись. В ТОР10 факторов, влияющих на положение сайта в выдаче «Яндекса», внешние составляют больше половины. Так, на третьем месте находится «качество и релевантность внешних ссылок», а дальше следуют общая ссылочная популярность продвигаемого сайта и ссылающихся на него.
Другими словами, линкоторговля стала неотъемлемой составляющей интернет-маркетинга. Совсем забыть про нее, ограничившись лишь внутренними факторами и бесплатными мероприятиями по продвижению можно лишь там, где конкуренция полностью отсутствует.
Биржи ссылок предоставили SEO-специалистам инструмент, который является простым и сложным одновременно. С одной стороны, покупка ссылок сильно упрощает задачу: потратил деньги, и не надо больше колдовать над другими, плохо поддающимися контролю параметрами. С другой — война бюджетов заставляет грамотно расходовать средства на покупку ссылок, а также не забывать и о прочих факторах ранжирования.
Негуманный симбиоз
Не стоит забывать, что бизнес по торговле ссылками, как и рынок SEO в целом, очень зависим от поисковиков, их понимания релевантности. Оптимизаторы признают, что тому же «Яндексу» не составило бы большого труда полностью уничтожить этот сегмент. Для этого потребуется «всего-навсего» полностью отменить ссылочное ранжирование. Проблема в том, что серьезной альтернативы Page Rank, по большому счету, не существует, поэтому таких радикальных мер со стороны поисковиков вряд ли стоит ожидать в ближайшее время.
А планомерная борьба за «естественность» ссылок ведется давно и с переменным успехом. Характер этой борьбы лучше всего отражает этот топик на форуме Searchengines.ru: каждое действие порождает противодействие, а изобретательность оптимизаторов не знает границ. Негативное отношение поисковиков к биржам ссылок тоже кажется несколько наигранным, когда Александр Садовский называет линкоторговлю «негуманной».
Биржи ссылок стремительно эволюционируют вместе с подвижным SEO-рынком. Совсем недавно большинство оптимизаторов интересовали только главные страницы сайтов («морды»), сейчас рынок перенасыщен более дешевыми внутренними. Сервисы экспериментируют с расстановкой ссылок прямо в тексте страниц, создавая оптимизаторский аналог «гиперконтекста».
Что ждет торговлю ссылками в недалеком будущем? Превратятся ли нынешние биржи в аналитические центры, работающие на благо SEO? Чего ждут оптимизаторы от этих сервисов? На этой неделе редакция TelNews попытается разобраться в дебрях линкоторговли, в деятельности и перспективах российских бирж ссылок. Мы поговорим о ценообразовании при оптовых закупках, преимуществах роботов перед людьми, а также о тонкостях взаимоотношений с поисковиками.
Спонсор "Темы недели"
- 13.02.2008 в 14:13
- 7 голосов
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!