Оскандалиться в стиле web 2.0

Опубликовано: 24.01.2008, 16:44 Автор: Смирнов Федор
Тематика: PRsmoзвездыскандалы
Оскандалиться в стиле web 2.0

Западный шоу-бизнес использует скандальный потенциал Интернета на все сто - стоит вспомнить, например, о регулярных выходках Пэрис Хилтон. Российские «звезды» держатся в Рунете не слишком уверенно: дежурные скандалы на онлайновой почве иногда происходят, но получаются довольно однообразными. Исключением может считаться знаменитая стычка Филиппа Киркорова и журналистки Ирины Ароян, да и здесь не ясно - была ли это банальная несдержанность, либо гениальный пиар-ход.

Прошлый год в Рунете был, в основном, наполнен мелкими скандалами по «западному образцу», где фигурировало «просочившееся в Интернет» пикантное видео.

Скрытые камеры и задранные юбки

Скандалы, как известно, в немалой степени подогревают интерес к «звезде», создают вокруг нее напряженное внимание и атмосферу таинственности. Поэтому выпавшая грудь или задравшаяся юбка редко оказываются чистой случайностью. Онлайновое видео, завоевавшее Рунет за последний год, открыло скандалистам из мира шоу-бизнеса дополнительные возможности. С одной стороны, в массовом сознании Интернет предстает совершенно неконтролируемой средой, которая просто пестрит скандальными эпизодами. Во-вторых, на эту среду очень легко ссылаться в любых публикациях. Примечательно, что в сообщениях СМИ, повествующих об очередном скандальном видео, уплывшем в Интернет, часто вообще не приводятся ссылки. Достаточно рассказать о «сливе», а был ли он в действительности – не так важно, публика уже слегка взбудоражена.

К этой категории примитивных скандалов можно отнести интимное видео, где светская львица Ксения Собчак и исполнитель Тимати предстают в полуголом виде. Это дает им повод рассказывать о том, что они намеревались отснять пародию на порноклип Пэрис Хилтон, но коварный монтажер выложил ролик в Интернет. Аналогичный скандал разыгрался вокруг Анфисы Чеховой, у которой в Сеть попали кадры из фильма «С.С.Д.», где обнаженная девушка моется в душе.

Кстати, Интернет как копилка скандалов регулярно фигурирует в проекте «Дом-2». Изгнание из реалити-шоу Елены Берковой, которая неожиданно оказалась порнозвездой, спровоцировал тоже пресловутый Интернет, ведь именно там были «обнаружены» фильмы с ее участием. Его же изгнанница в прошлом году продолжила использовать для скандальной раскрутки собственной персоны. В мае Елена Беркова запустила собственный интернет-проект под говорящим названием «Общественное эротическое телевидение». Наряду с эксплуатацией известного интереса пользователей к порно, Беркова по полной программе использует возможности онлайнового телевидения: отвечает на вопросы зрителей в прямом эфире, устроила реалити-шоу в собственной квартире и крутит контент, который на традиционном ТВ находится под запретом.

Киркоров и пробуждение медиавируса

Знаменитую схватку «короля римейков» с «розовой кофточкой» в отечественном Интернете пока не смог затмить ни один из последовавших скандалов. Сам инцидент, как известно, имел исключительно офлайновую природу – заслуженный артист России на конференции в Ростове-на-Дону обложил матом провинциальную журналистку, задавшую неудобный вопрос. Онлайновым был сам резонанс, когда запись оказалась выложена в Сети, а издание «Дни.ру» быстренько изготовило целый протестный проект «Миллион против Киркорова», где начало сбор подписей «против Фили». Миллион противников объединить не удалось, но к концу 2004 года количество подписавшихся превышало 200 тысяч.

Бойкот певцу объявили многие региональные СМИ: как печатные, так и радиостанции. Самым же примечательным моментом была активность пользователей Сети, которые самостоятельно раскручивали маховик скандала. «Фигура Филиппа Киркорова в последние 10 лет казалась незыблемой – и вот ее уже фактически нет. Видимо, теперь артисты будут вести себя с прессой осмотрительнее и уважительнее: вряд ли кому-то захочется судьбы Киркорова», - торжествовало в тот момент «Дни.ру».

Киркоров действительно на какой-то период исчез со сцены, однако вскоре вернулся, по телевизору попросил у Ароян прощения, но присужденный в Ростове штраф за оскорбление заплатить забыл. «Интернет стал не просто местом действия, но оказался и организационной структурой, позволяющей людям эффективно высказать свое мнение. Причем так, чтобы результаты этой деятельности были видны не через три чтения и несколько лет, а сразу. Подпишись - и будем лишать Киркорова титула», - разъяснял механику интернет-скандала Александр Гагин в «Российской газете». А Максим Кононенко, причастный к созданию сайта «Миллион против Киркорова», говорил о страхе остальных представителей шоу-бизнеса перед такой масштабной интернет-травлей: «Они боятся. Они чувствуют, что это их касается так же, они – киркоровы».

Со стороны певец казался жертвой собственного хамства, помноженного на кровожадность пользователей Рунета. В действительности, за время скандала популярность певца лишь возросла, количество запросов к поисковикам с именем Киркорова увеличилось в 15 раз, да и шумиха в прессе сделала свое дело. В российской «Википедии» этот интернет-скандал приводится в качестве примера медиавируса. Кто знает – возможно, и вся история, с начала до конца, была разыграна по нотам. Во всяком случае, такие предположения появлялись еще три года назад.

Киркоров – и не имеющая отношения к шоу-бизнесу Алена Писклова – заложили основу для протестной активности Рунета, которая в дальнейшем провоцировала мини-скандалы. Они в основном выливались в флэш-мобы: безобидные и не очень. В минувшем году один из ярых поклонников Евгения Петросяна разместил лик кумира на иконе, опубликовав картинку в соответствующем ЖЖ-сообществе, в итоге – автору угрожали судом и разбитой физиономией. А сразу после Нового года блогеры решили схоронить Леонида Якубовича, распространив по Сети слухи о его смерти.

Им не надо хорошо, им надо дешево

В последнюю группу онлайновых скандалов можно отнести странноватые курьезы, которые вряд ли были инсценированы самими «звездами». Скорее, скандальные ситуации сложились из-за того, что шоу-бизнес сам не разглядел сетевой специфики.

Так, несколько лет назад какие-то шутники застолбили домен kseniyasobchak.ru, про который забыла ведущая «Дома-2». Посетителей встречала надпись: «возможно, вы искали konevodstvo.ru или элитные проститутки Москвы». Сюда же можно отнести и случай с фанаткой сериала «Не родись красивой». Девушка вздумала создать неофициальный сайт, посвященный ее кумиру Илье Любимову. Она обратилась к администрации театра, где он работал, с просьбой оказать содействие в поиске информации и контактов актера. Не получив ответа, она отправилась на форум театра, где повела себя неадекватно, и ей, разумеется, нагрубили в ответ. Фанатка, недолго думая, подала на модераторов форума в суд, который отклонил иск сразу в двух инстанциях.

Профессиональные интернет-пиарщики сильно сомневаются в способностях отечественных «звезд» и их менеджеров относительно эффективного использования онлайновых скандалов. «Среднестатистический промоутер «звезды» - такой же спец по пиару, как и его подопечный - певец или певица, то бишь никакой. Реалии современного шоу-бизнеса просты - экономить на всем, начиная от исполнителя, заканчивая качеством всего, сгрести по максимуму бабла и просадить его на кокс», - прокомментировал Кирилл Готовцев, владелец рекламного агентства «МаньяКо».

По его мнению, определенный интерес к скандалам как способу продвижения в Рунете имеется, однако «звезды» уверены, что вирусный маркетинг, о котором они что-то слышали, не стоит практически ничего. Профессиональным же пиарщикам нет смысла продавать свой труд за копейки.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100