Неприкрытый Интернет вместо планетария
Российские «звезды» обживают Рунет. Делают это медленно, иногда с обреченными физиономиями, преодолевая неудобные особенности этой медиасреды. Но, во всяком случае, известная точка зрения Людмилы Нарусовой («Интернет – помойная яма») давно уже не отражает настроение большинства представителей шоу-бизнеса.
Понятно, что многие знаменитости чувствуют себя в Сети неуютно. Вместо телеэфира «звезда» оказывается один на один с разнородной аудиторией, которая, в отличие от безликой массы, избалована обратной связью. Опять же, в отличие от телевизора, где жизнь поделена на короткие дефиле перед камерой, Интернет хочет заполучить человека «целиком», с его сильными сторонами и слабостями. Да и формат подачи информации требуется другой – пользователи хотят искренности, зажигательных постов и комментариев, да еще «по-честному», от самого кумира.
Тем не менее, офлайновые «звезды» вынуждены мириться с капризами Сети, равно как и загонять себя в рамки телеэфира. Знаменитости идут вслед за аудиторией, которая уже «там», и напрягает зрение в поисках звездного неба. Наверное, правильно будет сравнить офлайновое существование «звезд» с планетарием, где зрители могут любоваться правдоподобной, но искусственной и статичной картинкой.
Захомутать и монетизировать
«Звездному паломничеству» в Сеть неплохо способствуют представители онлайнового бизнеса. Для привлечения внимания за пределами Интернета знаменитостей давно используют политики, сгоняя электорат на митинги и выступления. Примерно из этих же соображений «звезды» появляются в блог-хостингах, социальных сетях и на порталах. Собрать музыкантов под одной онлайновой крышей еще в 2002 году пытался Lycos, открывший специальный «звездный» раздел. Годом позже со «звездным» чатом экспериментировала Mail.Ru, пригласившая 14 февраля поболтать «О любви Нон Стоп» деятелей кино, эстрады и шоу-бизнеса. Дальше онлайновый «тюнинг» несетевых знаменитостей был поставлен на поток: телевизионную «Фабрику Звезд» дублировал «Рамблер», Mail.Ru – обращала любого мало-мальски популярного человека в блогера, а социальные сети создавали VIP-профили «про запас» .
Хотя сами порталы очень осторожно отзываются об эксплуатации «звезд» и ее эффективности - дополнительная аудитория, рост посещаемости и деньги рекламодателей все равно попадают к организаторам. Знаменитость в Интернет привлекается привычными для нее «наживками»: особым статусом онлайнового дневника, готовой аудиторией и помощью в освоении блогинга. В зависимости от уровня «звезды» могут предложить еще немного бесплатной рекламы, но этим все и ограничивается.
Ограбить и пропиариться
Сам же Интернет не очень-то церемонится с особым статусом пришлого человека. В итоге даже хорошая промоидея, которая великолепно сработала бы за пределами Сети, обращается в Рунете неприятным скандалом. Так, в прошлом году Земфире пришлось узнать, что собственный блог – это не только очень модно, но еще и опасно. Пообещав поклонникам эксклюзивный контент, певица осталась с носом, подарив взломщикам своего аккаунта на MySpace.com несколько эксклюзивных записей.
Другим кумирам офлайновой публики Интернет вполне заслуженно раздает щелбаны. Филиппу Киркорову трепетное отношение к римейкам стоило целого флэшмоба, который не позволил замять мелкий инцидент с журналисткой Ириной Ароян. Ответом стало нашествие гневных пользователей в форумы фан-клубов, публикация и раскрутка видеозаписи пресс-конференции и даже сбор подписей «Миллион против Киркорова».
Интернет, как известно, является недорогой средой для запуска «вирусов», которые способны обеспечить «звезде» скандальную популярность. Надо полагать, самые разумные из представителей отечественного шоу-бизнеса скоро пересмотрят свой взгляд на «помойную яму» как инструмент продвижения.
Стать своим среди чужих
Пожалуй, именно в эту фразу укладываются пока стремления российских «звездоблогеров» и прочих знаменитостей, пытающихся заигрывать с Рунетом. У кого-то это получается лучше: взять хотя бы «тысячников» Сергея Лукьяненко и Сергея Минаева, традиционный шоу-бизнес вроде Ильи Лагутенко, певицы MaкSim или звезд Comedy Club в Сети пока далек от своей офлайновой популярности. Все это, думается, процесс неизбежный: на небе Рунета постепенно будет загораться все больше «пришлых» звезд. При этом очевидно, что притащить за собой телевизионный планетарий, где все уже расставлены по местам, у них не получилось.
На этой неделе TelNews займется ревизией «звездоблогеров»: насколько успешны российские знаменитости – музыканты, спортсмены, журналисты и политики – в блогосфере? Появились ли в Рунете обещанные аккуратные клоуны, которые дублируют жизнь «звезды» в интернет-формате? Как знаменитости уживаются с интернет-СМИ? Наконец, «звезды» в роли инвесторов – зачем Евгению Плющенко социальная сеть?
- 21.01.2008 в 13:17
- 2 голоса
- одобрить
- утопить
- 0 комментариев
на своём сайте!